За последние несколько дней мне удалось переговорить с множеством нью-йоркских журналистов и знаменитостей. Я даже привык к этим тоскливым и вялым звукам голоса на другом конце телефонного провода. Похоже, что тяжесть победы Джорджа Буша (George Bush) оказалась чрезмерной. И вот я задаюсь вопросом: так чего же они ожидали?
Им не нравится война, им не нравятся способы ее ведения, им не нравится Буш и им не нравится, что его переизбрание говорит о Соединенных Штатах. А что же произошло с их чувством реальности? Привилегированные слои либералов еще до проведения выборов демонстрировали полную потерю контакта с реальным миром. В Нью-Йорке я был приглашен на ужин, где все присутствующие задавались вопросом, что делать с Бушем, и тогда я посоветовал всем поступить подобно мне и проголосовать за него. За столом воцарилось гробовое молчание, словно все услышали что-то вроде: 'Кстати, раньше я вам этого не говорил, но я - педераст'.
А теперь им кажется, что небеса обрушились на их голову. А мне не остается ничего иного, как смеяться. Они напоминают мне кинокритика Полин Кейл (Pauline Kale), сказавшую, что она 'не понимает как Рейган смог победить; я не знакома ни с кем, кто голосовал бы за него'. Фраза вошла в анналы и точнейшим образом описывает реакцию нью-йоркских интеллектуалов на случившееся. Должен предупредить, что в данном контексте под мое определение 'интеллектуалов' подходят те, кто встречается в этом городе: речь идет не о людях, обладающих значительными научными знаниями, а скорее о ком-то вроде продавцов автомобилей - тех, кто партиями воспринимает новые идеи и перепродает их.
По моему же мнению, результаты голосования в Огайо, сыгравшему на последних выборах роль ключевого штата, показывают нам все, что мы должны знать. В целом можно сказать, что общая картина страны - с республиканским красным и демократическим голубым - практически не изменилась с момента проведения предыдущих выборов. Миллионы потраченных долларов и километры дорог, пройденных за время предвыборной кампании Буша и Керри (Kerry), не привели ни к каким существенным различиям конечного результата.
Тем не менее, обратите внимание на Огайо и на то, насколько различались результаты голосования в Кливленде и Цинциннати. Находящийся на севере штата Кливленд - город космополитический, то, что мы называем городом Запада, и Керри одержал в нем победу в соотношении два голоса 'за', один - 'против'. Расположенный на самом юго-востоке Огайо Цинциннати крайне далек от Кливленда как с географической точки зрения, так и с культурной. Это то, что называют Средний Запад, а для нью-йоркских интеллектуалов это синоним мужика-деревенщины. В Цинциннати Буш одержал победу с перевесом в 150000 голосов, и именно юг Огайо в своей совокупности повторно отправил его президентствовать в Белом Доме. По правде сказать, мои коллеги, мои друзья-журналисты и прочая просвещенная публика куда приятнее чувствовала бы себя в Багдаде, чем в Цинциннати. В большинстве своем все эти интеллектуалы даже не смогли бы сказать, в каком из штатов находится этот город, а поездка туда была бы для них равнозначная ссылке в самых убогий из графств мексиканской пустыни.
Они ничуть не возражают против бесед с каким-нибудь ливанским шейхом или с представителем одной из радикальных эзотерических группировок Узбекистана, но разговаривать с уроженцем Цинциннати. . . ? Да ты с ума сошел? Ни за что! Они не имеют ни малейшего представления о том, из чего сделаны Соединенные Штаты, и совершенно не заинтересованы в том, чтобы узнать об этом сейчас.
Итак, кто же голосовал за Буша? Как мне кажется, лучше всего изучил эту прослойку американцев человек по имени Джеймс Уэбб (James Webb) - морской пехотинец, вернувшийся из Вьетнама с самым большим числом наград. Подобно Джону Керри он заслужил 'Серебряный крест', а, кроме того, и 'Морской Крест', орден, равнозначный нашей самой высокой награде - 'Медали Конгресса'.
В период президентства Рейгана (Reagan) Уэбб недолго являлся главнокомандующим ВМФ США, а затем начал писательскую карьеру. Его последняя книга 'Born Fighting' ('Рожденный в сражении') является одним из наиболее важных исследований в области этнографии, опубликованным за долгие годы в этой стране. В работе Уэбба рассказывается о достаточно многочисленной, но при этом остающейся незамеченной, части населения нашей страны - о шотландцах-ирландцах. Они рассеяны практически по всем Аппалачам и заселяют такие территории как юг Огайо или Теннеси.
Общей чертой для них является привязанность к музыке 'кантри', и, когда другие американцы говорят о 'деревенщинах', речь идет именно о них. Вот эти люди и голосовали за Буша. Несмотря на определенные достижения, с экономической точки зрения положение шотландцев-ирландцев, в общем, назвать успешным нельзя. Это твердолобые индивидуалисты, которые гораздо выше ценят свой образ жизни, чем финансовое положение. Появление политика, выступающего за установление контроля над оружием, они воспринимают как вопрос, касающийся их лично. В действительности же, проблема заключается не в самом контроле над оружием, а в том, что выступления против 'Национальной Стрелковой Ассоциации' они воспринимают как выступление, направленное против них как социальной группы.
К протестантизму они относятся с максимальной серьезностью. Мне смешно, когда кто-то говорит о 'христианских правых'. Эти люди не правые, они просто религиозные и все, точка. И дело все в том, что, если кто-то религиозен, он, разумеется, будет выступать против браков между гомосексуалистами и против абортов. Он будет выступать против множества вещей, из которых в конечном итоге и сложилась литургия либерально настроенных интеллектуалов.
Эти люди обожают драки. Еще до образования Соединенных Штатов, во время войн против французов и индейцев армейские вербовщики появлялись в обеих Каролинах и Аппалачах и спрашивали: 'Эй, кто-нибудь хочет идти воевать с индейцами?'. И всегда находилась толпа парней, готовых записаться в солдаты; со временем эти люди так и не утратили своей страсти к дракам.
У моей семьи нет шотландско-ирландских корней, однако отец мой был родом из долины Шенендо, в горах Блу Ридж (Западная Виржиния), а потому я представляю себе, что это за тип людей, о котором рассказывает Уэбб. Они действительно любят драться: множество раз, приезжая в эти места, я спускался в город, чтобы посмотреть на привычные здесь для субботнего вечера потасовки. Все без исключения проживавшие там мужчины сидели в баре, напивались пивом (единственный напиток, который можно купить в тех краях), выходили на улицу, собирали камни, забрасывали ими друг друга и затем расходились по домам.
Буш, несмотря на свой внешний вид состоятельного и рафинированного типа, несмотря на свое происхождение и полученное образование, великолепным образом умеет общаться с такими людьми на равных. Он ходит как они, говорит как они, обожает скот и, по его словам, получает огромное удовольствие от автомобильных гонок НАСКАР - самого популярного в Штатах зрелища, о чем никогда бы не сказал тот, кто читает только нью-йоркские газеты, в которых об этих гонках не пишут ни слова.
В Теннесси есть крохотный уголок под названием Бристоль, где проживает множество шотландцев-ирландцев. Ежегодно здесь проводятся заезды, собирающие по 165000 зрителей (на 55000 больше, чем самый главный матч по американскому футболу). И Буш - отражение этих Соединенных Штатов, истинных Соединенных Штатов, и, возможно, именно этот факт привилегированный класс либералов и зарубежных критиков переварить не в состоянии.
Эти люди - представители настоящей Америки - искренне верят в Бога, в то время как Керри говорит, 'что он адепт Римско-католической Церкви, а потому должен верить в Бога'. Он произносит это, словно обращаясь к стратегу кампании Демократической партии Джеймсу Карвиллу (James Carville), и спрашивая: 'Так?'. Вполне очевидно, что вера в Бога не является неотъемлемой частью его жизни.
В Нью-Йорке ценности американской глубинки не находят понимания. Американские писатели, за некоторым лишь исключением, не произносят патриотических речей, и, в общем, никто не говорит о стране ничего хорошего.
Здесь мне стоит закончить, потому как пора ехать в аэропорт Кеннеди прощаться со всеми теми писателями и журналистами, кто заявлял, что не сможет вынести еще четырех лет правления Буша. Триумфаторство - не мой стиль, но не могу сдержать улыбки и выражения 'я же тебе говорил!' на лице. А, и кстати! Большинство из них отправляется в Лондон. Да помогут небеса британцам, когда все эти либералы появятся в их стране.
Том Вульф - писатель, автор романа 'Костры амбиций'.