Президент России Владимир Путин выразил вчера надежду, что очередной саммит ЕС-Россия может не только предоставить возможность познакомиться с новой Еврокомиссией, но и продвинуть процесс достижения соглашения между обеими сторонами. Если подготовить к подписанию соглашение не удастся, то, по крайней мере, он надеется, дескать, на глубокий диалог. В пятницу на прошлой неделе Москва отказалась от проведения запланированного на этот четверг в Гааге саммита ЕС-Россия и обосновала это тем, что не было консультаций с новой Еврокомиссией.
Россия и ЕС хотят, как это было решено на саммите в Санкт-Петербурге в прошлом году, разработать единые принципы сотрудничества на четырех политических пространствах. Речь при этом идет о вопросах внутренней и внешней безопасности, экономики, а также об образовании и культуре. Путин не стал говорить о возможных проблемах в ходе переговоров прямо и придерживался официальной причины отказа от проведения саммита. Он, дескать, поручил министру иностранных дел Сергею Лаврову определить вместе с ЕС новые сроки проведения саммита.
Предположение, будто причиной отказа являются политические разногласия между Брюсселем и Москвой, являются неверным, сказал специальный представитель президента по вопросам отношений с ЕС Сергей Ястржембский. Москва, мол, отказалась от саммита не из-за президентских выборов на Украине, не из-за конфликта в Чечне, а по одной единственной причине: она считает целесообразным продолжать работу с привлечением новой Комиссии.
Российская газета 'Коммерсант' писала вчера, что отказ от проведения саммита является сигналом того, что политика Москвы, направленная на то, чтобы быть равноправным партнером, не выдерживает 'жесткого испытания'. Причиной этого являются, дескать, изменения внутри ЕС. В прошедшие годы такие страны, как Германия, Франция и Италия проводили по отношению к России особый курс. После расширения Союза за счет государств бывшего восточного блока они больше не могут не принимать во внимание позицию этих государств по отношению к России. ЕС со времени расширения до 25 членов все меньше, мол, склонен договариваться с Москвой о равноправном сотрудничестве. От Москвы добиваются уступок почти по всем вопросам в то время, как ее потчуют общими фразами.
Между тем, из Брюсселя сообщают, что там, разумеется, соглашаются с официальной причиной отказа от проведения саммита, но одновременно указывают и на наличие разногласий в конкретных вопросах. Россия, говорят там, не согласна с тем, что внимание в рамках сотрудничества в области внешней безопасности концентрируется на общих соседях ЕС и России, прежде всего, на конфликтах в Грузии и в Молдавии.
Помимо этого Россия не соглашается ставить совместное заявление о борьбе против терроризма в зависимость от включения в него требования о соблюдении прав человека. Поскольку это будет восприниматься в России как подтверждение неудовлетворительного соблюдения прав человека в Чечне. Небольшое количество государств-членов ЕС было за то, чтобы подписывать с Россией особые соглашения в области экономики, а также образования и культуры. Но большинство членов Союза от этого отказывается. ЕС сможет лучше обеспечивать свои интересы, если будет подписано единое соглашение, охватывающие четыре политические сферы.
Как предполагается, саммит пройдет в декабре. Будет ли на нем достигнуто согласие по всем вопросам, совершенно неясно. Российские газеты рекомендовали российскому президенту Путину использовать свои личные связи с французским президентом Шираком (Chirac), немецким канцлером Шредером (Schroeder) и итальянским премьер-министром Берлускони (Berlusconi), пока те еще занимают в ЕС ведущие позиции.