8 ноября 2004 года.
Вступление Майкла Клара. Президент Буш-младший (George W. Bush), начиная свой второй срок, сталкивается с большим и сбивающим с толку набором вызовов в сфере внешней политики. Разумеется, это продолжающиеся волнения в Ираке, стремление к обладанию ядерным оружием Ирана и Северной Кореи, а также конфликт на Ближнем Востоке, отношения с Китаем, статус Тайваня, растущий авторитаризм в России, продолжающиеся хаос и нищета в Африке и нарастающий антиамериканизм в Латинской Америке. Хотя г-н Буш-младший добавил себе "политического капитала" у себя дома, его политический капитал заграницей в последние несколько лет резко уменьшился по причине отсутствия следов оружия массового поражения (ОМП) в Ираке и ухудшения отношений США с Европой.
Вопрос: Что Вы думаете по поводу политики президента Буша-младшего в области предотвращения распространения ОМП, особенно в том, что касается Ирана?
Ответ: Мне представляется, что у администрации США нет согласованной политики по Ирану. Она разрывается между требованиями "твердолобых" занять в отношении Ирана более жесткую позицию - и даже нанести удары по его предполагаемым ядерным объектам - и позицией тех в Государственном департаменте, кто выступает за продолжение переговоров, в которых закоперщиками будут европейцы. Я думаю, Буш-младший выберет более умеренный курс, поскольку военная акция заставит почти весь мир отвернуться от него и, возможно, инициирует более крупный кризис на Ближнем Востоке.
Вопрос: Буш-младший заявил, что получил от американского народа "мандат" и будет использовать данные ему полномочия. Ситуация в Ираке, как можно видеть, обостряется. Что должен предпринять Буш-младший?
Ответ: Сегодня на первом плане стоит Фаллуджа, и трудно предсказать будущее Ирака, пока не завершится это сражение. Если мы не сумеем нанести повстанцам серьезного поражения, или если урон Фаллудже будет настолько сильным, что породит отчаяние во всем Ираке, тогда нужно будет признать, что стратегия США не приносит позитивных результатов, и что нужен новый курс - надо полагать такой, в котором более значительная роль в восстановлении порядка в Ираке отводится Организации Объединенных Наций (ООН) и другим мусульманским странам.
Вопрос: Есть ли шансы на то, что Буш-младший со товарищи попытаются начать отношения со Старой Европой с чистого листа?
Ответ: Вчера государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) сказал, что Буш-младший будет и дальше проводить "наступательную" политику в мировых делах. Это может только лишь породить отчаяние у европейцев, которые опасаются, что США могут осуществить новые односторонние нападения (Иран, Северная Корея?). Нынешняя администрация США не завоюет поддержки европейцев, пока не откажется и не осудит стратегию упреждающих действий (так называемую "доктрину Буша-младшего), а я не вижу признаков того, что она к этому склонна.
Вопрос: Нам сегодня недостает энергоресурсов. В то же время Китай встал на путь интенсивного развития промышленности и начал борьбу за источники энергоресурсов. Конкуренция, ведущая к вооруженному столкновению с Китаем из-за источников энергоносителей, кажется не очень хорошей идеей. Так какими, по Вашему, будут наши отношения с Китаем?
Ответ: Отношения с Китаем, скорее всего, станут все более важным аспектом внешней политики США. Нужно, по возможности, искать точки соприкосновения, в том числе и по вопросу снабжения энергоносителями.
Вопрос: Что Вы можете сказать о растущем внешнем долге США?
Ответ: Поскольку мы больше всех должны Японии и Китаю, то рискуем экономическим бедствием, если станем действовать так, что спровоцируем их на продажу американских долговых обязательств. Точно так же наш долг растет по причине нашей зависимости от зарубежной нефти. Администрации США следует проявлять осторожность и здравый смысл, избегая "агрессивных" шагов, которые могли бы спровоцировать крупный международный кризис.
Вопрос: Потребуется ли нам в будущем полагаться больше на дипломатию, чем на вооруженные силы?
Ответ: "Доктрина Буша-младшего" постулирует способность и склонность США нападать на такие страны, как Иран и Северная Корея, которые представляют гипотетическую угрозу безопасности США. Но в данный момент у нас нет соответственных военных возможностей для таких шагов. А поэтому и тут мы видим необходимость быть сдержанными в мировых делах.
Вопрос: Европейцы пытаются самостоятельно договориться с Ираном. Не усматриваете ли Вы в этом утрату Америкой своего господствующего положения в мировых делах?
Ответ: Переговоры с Ираном свидетельствуют о решимости европейских лидеров избежать еще одной односторонней военной акции США и говорят о том, что Вашингтон не сумел выработать согласованного подхода к Ирану. Вашингтон втайне радуется, что европейцы занялись Ираном. Однако если переговоры провалятся, а Совет Безопасности ООН не введет против Ирана санкций, тогда "твердолобые" в администрации США станут призывать к военной акции, и мы окажемся в новом ближневосточном кризисе.
Вопрос: Станет ли Буш-младший более активно заниматься израильско-палестинским кризисом?
Ответ: Я подозреваю, что у администрации США не останется иного выхода. На Буша-младшего будут все сильнее давить европейцы. Кроме того, неучастие в разрешении ближневосточного конфликта вызовет в мусульманском мире новый всплеск антиамериканских настроений и подорвет войну с террором.
Вопрос: Какое будущее у "доктрины Буша-младшего"?
Ответ: Будущее доктрины превентивных войн против потенциальных нарушителей нераспространения ОМП в Вашингтоне видится хорошим. Насколько мне известно, администрация не собирается отказываться от этой доктрины.
Вопрос: Что Вы думаете об энергетической политике Буша-младшего?
Ответ: Энергетическая политика нашего президента является несчастьем для страны. Она ведет к фактическому усилению зависимости США от зарубежных источников, многие из которых находятся в опасных или настроенных против Америки странах. Только сбережение энергии дает выход из создавшегося положения, а администрация практически ничего не делает в этом направлении.
Вопрос: Европа и Азия практически не могут оказывать на США военное давление. Но у них есть возможность давить на нас экономически. Каковы шансы, что они, особенно Китай, используют эту возможность?
Ответ: Я бы сказал, что США с их растущим национальным долгом и бесконечной войной в Ираке должны проявлять самоограничение. Нам обязательно понадобится помощь европейцев, и именно это обстоятельство дает им рычаг влияния на нас. Равным образом, что касается Китая, США не могут напрашиваться на крупную конфронтацию (скажем, из-за Тайваня), не рискуя глобальным экономическим обвалом.
Вопрос: Как Вы считаете, станет ли противоракетный щит одним из приоритетов администрации Буша-младшего?
Ответ: Да, я думаю, администрация Буша-младшего продолжит осуществление программы противоракетной обороны. Это важный компонент более широкой стратегии достижения военного превосходства США и низведения всех других держав (включая Россию и Китай) до положения второстепенных. Но это связано с громадными расходами и может породить опасные контрмеры.
Вопрос: Вы намекнули, что, если Рамсфелд (Rumsfeld) и Вулфовиц (Wolfowitz) останутся в министерстве обороны, это будет свидетельствовать о преемственности во внешней политике администрации. А какие назначения свидетельствовали бы об обратном?
Ответ: Колин Пауэлл приобрел огромное уважение как среди профессионалов во внешней политике в США, так и среди зарубежных лидеров. Если Буш-младший намерен быть более умеренным, ему придется выбирать на высшие посты людей, которые заявляют о своей поддержке подхода Пауэлла к внешнеполитическим вопросам.