11 ноября 2004 года. Невооруженный английский солдат рассматривает в сильный бинокль горную долину с крутыми склонами на границе Грузии с Россией. Его вроде бы безобидная роль в составе группы от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заключается в том, чтобы наблюдать - но не вмешиваться, чтобы предотвратить - за незаконными переходами границы. Его роль, как и роль многих таких, как он, составляет суть ширящегося спора между Россией и Западом по вопросу о том, кому следует быть ответственным за подобные важные районы.
Аналогичные заботы способствовали тому, что был отложен намечавшийся на эту неделю саммит между Россией и Европейским союзом (ЕС).
Москва утверждает, что ОБСЕ проявляет настырный и лицемерный интерес к делам бывшего Советского Союза, в частности, в таких вопросах, как выборы и мониторинг на границах. Дипломаты США и ЕС подозревают, что все более авторитарный Кремль пытается саботировать деятельность этой организации и избавиться от наблюдения ОБСЕ в традиционном "ближнем зарубежье" России.
"То, что происходит в ОБСЕ. . . заслуживает того, чтобы за этим следить, потому что это барометр политической атмосферы в сегодняшней Европе, - сказал недавно генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш (Jan Kubis). - Имеются симптомы, даже предупредительные сигналы, что происходит эрозия нашего желательного духа сотрудничества и единства цели".
Озабоченность растущей враждебностью России к ОБСЕ в сочетании с действиями российского президента Владимира Путина по укреплению своей власти вынудили Государственный департамент США выразить "беспокойство" в отношении России.
Аналогичные тревоги стоят за трудными отношениями между Россией и некоторыми официальными лицами ЕС. ЕС пришлось заниматься лоббированием, чтобы помешать тому, чтобы отложенный саммит Россия-ЕС, намечавшийся на эту неделю, не был отменен вовсе.
Обстановка в корне отличается от той, что была в середине 1990-х годов, когда Россия хотела, чтобы ОБСЕ превратилась в главную международную организацию Европы.
Основанная в 1975 году как Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, она значительно расширилась и сегодня включает 55 членов в Европе, в Северной Америке и в бывшем Советском Союзе. Официальные лица гордятся своей ролью в предотвращении конфликтов в бывшей Югославии и в других местах.
Но Россия жалуется, что, несмотря на присутствие наблюдателей на границе, эта организация не делает достаточного упора на безопасность и слишком много энергии затрачивает на вопросы, связанные с правами человека в бывшем Советском Союзе.
Сформулированное в жестких выражениях коммюнике лидеров Содружества Независимых Государств (СНГ) в июле нынешнего года обвинило ОБСЕ в "двойных стандартах" и в "политизированном" мониторинге выборов - хотя нападки такого рода не устрашили ОБСЕ и не помешали ей критиковать первый тур президентских выборов на Украине в прошлом месяце.
Алексей Бородавкин, посол России при ОБСЕ, критикует "избирательное и пристрастное" назначение наблюдателей за выборами в Белоруссии. Он призвал ОБСЕ вернуться к ее "первоначальной функции политического диалога и решений по наиболее важным вопросам безопасности в Европе".
Вот уже почти год Россия отказывается подтвердить принятые ею в 1999 году обязательства перед ОБСЕ вывести войска из Грузии и Молдавии. Она также блокирует некоторые ассигнования ОБСЕ, заявляя, что не принимаются в расчет ее озабоченности. Эти российские действия глубоко возмутили Соединенные Штаты. Аналогичный жесткий подход России при обсуждении бюджета ОБСЕ на 2002 финансовый год привел к закрытию миссии ОБСЕ в Чечне.
Одним из ключевых споров является вопрос о мандате ОБСЕ на грузинской границе, который был выдан в 1999 году, после российских обвинений в том, что Грузия дает убежище чеченским повстанцам. Этот мандат должен быть продлен в конце текущего года, а Россия пытается его отменить.
"Миссия (ОБСЕ в Грузии) работает хорошо, но она дорого обходится и больше не нужна", - говорит один российский дипломат, ссылаясь на то, что России приходится выплачивать ежегодный взнос в размере 19 млн. долл. США.
Однако российские военачальники также регулярно намекают на необходимость нанесения ударов по чеченским боевикам в Панкисском ущелье Грузии. Если в этом регионе не будет представителей ОБСЕ, у Москвы окажутся развязанными руки.
"Россия всегда отказывалась (от ликвидации ОБСЕ) в прошлом, потому что видит в этой организации инструмент для обеспечения стабильности, - сказал один дипломат из ОБСЕ. - Но кое-кто в России утверждает, что она стала больше помехой, чем помощью в достижении их целей".