Прохладный поздний осенний вечер. У стен древнего псковского Кремля спит, протрезвляясь, совершено пьяный человек. Напившийся еще накануне или только что? В паре сотне метров от сверкающего чистотой торгового центра 'Евромаркет', пытается снова встать на ноги вымазавшийся в грязи пожилой человек. Наконец, один из прохожих проявляет милосердие, вселяет в него надежду, что он сможет сохранить вертикальное положение.
За сценой с плаката наблюдает человек с решительными чертами лица. Николай Стаськов, генерал и бывший начальник штаба российских Военно-воздушных сил, собирается стать новым губернатором региона. 'Гордость России - надежда земли Псковской' - нахваливает плакат человека украшенного орденами. Другой предвыборный плакат агитирует, просто сообщая: 'Президент против фальсификации выборов'. В это воскресенье псковитяне должны определиться с новым губернатором.
Это будут в регионе последние выборы губернатора. Президент Владимир Путин дал согласие на подготовку закона, согласно которому он будет лично предлагать глав 89 'субъектов федерации', только затем их будут утверждать региональные законодательные органы. Находясь под угрозой смещения, им придется проявлять послушание.
'Это утверждение чистая формальность, - сердится Игорь Савицкий, предприниматель и независимый депутат псковского парламента. - Здесь в Пскове одобрят все, что бы ни решила Москва'. В этом он уверен. Причина: коррупция, зависимость от заработной платы, преимущества материального плана. 'В России вся власть, прежде всего исполнительная, коррумпирована сверху донизу. Все высокопоставленные государственные чиновники живут, например, не на свою зарплату, а на деньги, полученные в виде взяток', - жалуется он. Даже два места в Совете Федерации, которые там выделены Псковской области, были, мол, проданы. 'Каждое за пять миллионов', - говорит бывший инженер-электронщик, считающий себя одним из немногих предпринимателей в России, который ничего не своровал.
Савицкий проводит четкую грань между своей депутатской и предпринимательской деятельностью. По черной лестнице, закрытой в целях безопасности стальной дверью, попадаешь в офис. Береженого Бог бережет. 'Россия - страна, не имеющая демократических традиций, - поучает предприниматель. - Я не помню ни одних выборов, которые прошли бы нормально. Не хотелось бы принимать в них участие. И всегда побеждают не те люди'.
Но к таким же аргументам прибегают ведь и те, кто сейчас так энергично поддерживают требование Путина о назначении губернаторов? Савицкий обращается к аллегории. 'В трамвае тоже всегда есть зайцы. С этим надо что-то делать, но от трамваев по этой причине не отказываются'.
Лев Шлосберг, возглавляющий в Пскове региональную организацию демократической партии 'Яблоко', считает, что Россия уже находится на пути к дезинтеграции. Он опасается, что в регионах впредь будут господствовать любимчики Кремля. Привилегия, за которую им придется много заплатить. Однако провинция без настоящих местных представителей будет 'дрейфовать в сторону и окажется неуправляемой', предрекает он. После реорганизации политической системы, к чему стремится Путин, ее можно будет сравнивать только с тем, что существует в Беларуси или в Туркмении.
В центре Пскова с его многочисленными еще сохранившимися историческими памятниками в эти дни, перед выборами, израсходовали немало краски. Готовится к открытию современный магазин. Чего не скажешь об инвестиционных руинах на берегу реки Великая, которые должны были превратиться в гостиницу, чего никогда не произойдет.
Первые этажи старых советских казарм: серых домов из кирпича и панельных домов, через швы в панелях которых свищет ветер, принаряжены пестрыми табличками и надписями. В многочисленных красочных пристройках - масса небольших магазинчиков, в которых можно купить электронику, обувь или одежду. Нет недостатка во фруктах, овощах и мясе, слово дефицит - из прошлого.
По вечерам группами ходят молодые мускулистые парни с бритыми головами, одетые в спортивные брюки и спортивную обувь. Они, кичливо заказывают в немногочисленных дорогих ресторанах изысканные блюда. 'Бандиты', ворчит пренебрежительно один из посетителей и старается, чтобы его не услышали.
Изменения в сторону прежних, скучных советских будней очевидны. Псков входит сегодня в число самых отсталых регионов северо-запада России. Еще в советские времена уровень жизни здесь был в два раза ниже, чем в Прибалтике. 'Сегодня уровень жизни в Прибалтике в десять раз выше, чем у нас, средняя заработная плата в области составляет 4000 рублей, это в пересчете 110 евро', - характеризует положение дел Шлосберг. Он, дескать, надеется, что географическая близость к успешным в экономическом плане соседям не оставит без влияния его соотечественников и убедит их в преимуществах жизни в условиях демократии.
Евгений Михайлов, баллотирующийся на пост губернатора в третий раз и побывавший уже членом, по меньшей мере, трех партий, красиво говорит об отсталости или же ищет причины в прошлом. Он тоже не совсем доволен последним решением Путина, но проявляет дисциплинированность: 'Такое принято решение, и оно будет выполнено!' - говорит он в здании своей оформленной в классическом духе администрации, вход в которую охраняет статуя Ленина.
Михайлов, кстати, контролирует два региональных телеканала -условие любой победы на выборах - и без всякого стеснения использует в обстановке противоречий, существующих у его конкурентов, прежде всего между предпринимателем и двумя генералами, административный ресурс. Его поддерживают водочные короли и предприятия, выпускающие керамику. Псковская область является, пожалуй, единственным местом в мире, где производители алкоголя получают государственную 'поддержку'.
Но ему необходимо благословение Москвы, которое можно, разумеется, получить, при условии послушного поведения. Поддержка со стороны путинской партии 'Единая Россия' является для избирателей, которые за этим очень внимательно следят, явным признаком. 'Это повышает мои шансы на переизбрание', - радуется бывший человек Жириновского, который спокойно использует в своей предвыборной борьбе имя Путина. Он заставил отпечатать плакаты, на которых изображен вместе с главой Кремля. Конкуренты считают, что это фотомонтаж.
Михайлов на это не обращает внимания. 'Они оспаривают даже очевидные вещи, к счастью у меня есть поддержка президента и партии. Ее - на их несчастье - у них нет'. У них также нет 500000 долларов США, которые Михайлов - такой слух ходит по Пскову - заплатил единороссам за поддержку с их стороны. Михайлов рассчитывает на победу во втором туре, 'все равно кто бы ни был вторым'.
Обратно в Москву. В спальном вагоне, где по старому российскому обычаю внимание на пол пассажиров не обращают, собралась веселая компания. Полдесятка глав районных администраций из Псковской области едут в столицу. Не успел поезд отойти от перрона вокзала, как тут же был накрыт стол: жареная курица, сало, рыба, помидоры, огурцы, хлеб и водка -много водки псковского производства.
До Москвы еще далеко. В Думе их ждут только утром, там им предстоит встреча, на которой будет рассматриваться вопрос о местном самоуправлении. Вклад в законодательную деятельность? Веселая компания: любитель охоты, полногрудая блондинка, озабоченный отец семейства - от души смеются. 'Нами в Москве никто не интересуется, они хотят только немножко пошуметь'.
Едины местные политики и в том, что касается последнего решения президента о назначении губернаторов: шаг назад, дальнейшее укрепление федеральной власти, вертикали власти Путина. Так, в этом году путина на озерах началась с четырехнедельным опозданием. 'В Центре своевременно не решили относительно квот на вылов, - жалуется любитель охоты. - Что они знают о том, что происходит у нас в провинции'.