Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Натовская 'тонкая синяя линия' защищает прибалтийские государства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россияне недовольны, местные настроены скептически, а вероятность теракта, возможно, выше, чем многие полагают. Однако экипажи четырех истребителей британских Королевских ВВС - единственные, кто защищает все три прибалтийских государства, недавно вступившие в НАТО, от нападения с воздуха

[в названии статьи обыгрывается традиционное название британской пехоты - 'тонкая красная линия' и тот факт, что на военных картах натовцы обозначают свои войска синим цветом - прим. перев.]

Шауляй (Литва) - Россияне недовольны, местные настроены скептически, а вероятность теракта, возможно, выше, чем многие полагают. Однако экипажи четырех истребителей британских Королевских ВВС - единственные, кто защищает все три прибалтийских государства, недавно вступившие в НАТО, от нападения с воздуха.

При этом даже кое-кому из британцев непросто поверить в реальность происходящего. 'У меня такое чувство, что мне здесь не место, - говорит капитан ВВС Рой Макинтайр (Roy MacIntyre), окидывая взглядом холодное, серое, продуваемое всеми ветрами пространство бывшей советской авиабазы Зокняй близ Шауляя, в прошлом закрытого промышленного города. - 'Все это как-то нереально. Особенно после того, как я половину срока службы гонялся по небу за русскими'.

Но лучше бы Макинтайру освоиться на новом месте. Он только что прибыл сюда на своем реактивном истребителе 'Торнадо F-3' с заданием защищать не только эту богом забытую, запущенную авиабазу с МиГом-21 на вечной стоянке у ворот, но и всю территорию Литвы, Эстонии и Латвии. Ему приходится привыкать к тому, что к западу расположен российский анклав - Калиниградская область, к востоку - Беларусь, которая находится под защитой России, а к северу, в 150 милях - российская граница и Санкт-Петербург.

Однако, по мнению натовских чиновников, куда опаснее другое - вероятность, что террористы могут захватить самолет и протаранить какой-нибудь заметный объект в Прибалтике, или же, если речь идет о чеченских террористах, использовать воздушное пространство прибалтийских государств для аналогичного теракта в России.

Буквально за день до президентских выборов в США Госдепартамент распространил предупреждение о реальной угрозе терактов в ближайшее время, рекомендуя американским гражданам в странах Северной Европы и Прибалтики 'проявлять бдительность в отношении окружающей обстановки, особенно если они находятся в наземных транзитных центрах'. Это заявление последовало после предупреждения латвийской разведки, где, со ссылкой на разведданные из Норвегии, Эстонии и США, говорилось о возможности теракта на территории Латвии.

Один натовский источник также сообщил, что сейчас, когда в США террористам стало действовать сложнее, группировки исламских боевиков вроде 'Аль-Каиды' стали внимательнее присматриваться к объектам в Европе, в том числе к ее северному 'мягкому подбрюшью'. Страны Северной Европы, выступавшие против войны в Ираке, пока считают теракты исламистов на своей территории маловероятными. Эта точка зрения распространена и в прибалтийских государствах, хотя Литва, Латвия и Эстония, напротив, поддержали вторжение коалиции во главе с США в Ирак, а около 200 солдат из Прибалтики и сегодня находятся в этой стране, помогая американским войскам.

'Мы хотим, чтобы прибалтийские государства прилагали больше усилий для обеспечения своей внутренней безопасности, однако мы обещали временно защитить их от внешней угрозы, по крайней мере с воздуха, - заявил наш источник из натовской штаб-квартиры в Брюсселе, пожелавший сохранить анонимность. - НАТО не хочет, чтобы они тратили огромные деньги, которыми они и не располагают, на закупку истребителей, так что мы сами прикрываем их с воздуха'.

После вступления прибалтийских государств в НАТО 1 апреля этого года, первым туда прибыло подразделение бельгийских ВВС. Россияне немедленно выразили протест и отправили самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 в полет над Балтикой в направлении латвийской границы, чтобы проверить реакцию натовцев. Самолет сопровождали финские истребители, но в момент его 'передачи' паре подоспевших бельгийских F-16, возникла неразбериха, и последние его потеряли. Позже, как сообщается, россияне разместили какое-то количество истребителей и несколько ракетных батарей ПВО на территории Западной Белоруссии, неподалеку от литовской границы.

Впрочем, с апреля бельгийским истребителям - как и прибывшему их на смену подразделению датских ВВС - ни разу не приходилось взлетать по тревоге. Что же касается британских самолетов, то на сегодняшний день прошел уже месяц с начала их трехмесячной 'вахты', но их готовность к немедленному реагированию тоже ни разу не подвергалась проверке.

Чередуясь на двенадцатичасовых дежурствах, экипажи четырех 'Торнадо' ежедневно обеспечивают круглосуточную пятнадцатиминутную готовность двух самолетов к вылету. Дважды в неделю пилоты совершают тренировочные полеты - обычно они осваивают подходы к крупным аэропортам в регионе, знакомясь с процедурами вынужденной посадки.

'Самолеты оснащены ракетами 'воздух-воздух' 'Skyflash' и 'Sidewinder', но, в принципе, мы просто сообщаем о любых неопознанных самолетах, фотографируем их и передаем все эти данные вышестоящему командованию НАТО', - рассказывает майор ВВС Дэн Сторр (Dan Storr), командир этого подразделения (оно входит в состав 43-й эскадрильи, дислоцированной на базе Лейчарз (Leuchars) в Шотландии). Доклады поступают в натовское подразделение по контролю над воздушным пространством в Каунасе (его обслуживает норвежский персонал), а оттуда - в Центр управления совместными действиями ВВС и ПВО НАТО в Калькаре на севере Германии.

'Торнадо F-3' - уже довольно старые самолеты, поступившие на вооружение в годы Холодной войны, и подлежащие замене на истребители 'Еврофайтер Тайфун'. Однако они прошли всеобъемлющую модернизацию, включающую оснащение новыми ракетами большой дальности AMRAAM, установку усовершенствованного радара и тактической информационной системы JTIDS, что позволило двум эскадрильям британских 'Торнадо' на недавних маневрах в Канаде 'условно сбить' 602 истребителя более поздней конструкции, 'потеряв' при этом лишь один самолет.

Процедура постоянной боевой готовности Макинтайру хорошо знакома - еще со времен поступления на службу в Королевские ВВС в 1982 г. 'Как минимум раз в неделю нас поднимали по тревоге: часто это были советские дальние разведчики-'Медведи' [речь идет о разведывательном варианте стратегического бомбардировщика Ту-95 - прим. перев.], которые проверяли нашу боеготовность, появляясь над Шетландскими островами, - рассказывает он. - Они вылетали из района Мурманска, а не отсюда, но это ведь тоже советская авиабаза, так что, оказавшись здесь, испытываешь странное ощущение'.

Зокняй делит взлетную полосу с гражданским аэропортом Шауляя - уже не существующим, поскольку его гражданский терминал был недавно закрыт из-за отсутствия коммерческого спроса. До вывода российских войск в 1993 г. он был одной из крупнейших советских авиабаз в Прибалтике.

В советские времена, рассказывает майор Артурас Балинас (Arturas Balynas) - литовец, начальник штаба авиабазы - здесь в основном дислоцировались истребители и штурмовики с небольшим радиусом действия. Размещение штурмовиков на авиабазе, расположенной так далеко от 'линии фронта' Холодной войны - тогдашней ГДР - может на первый взгляд показаться странным, но советское командование знало, что в случае третьей мировой войны прибалтийские республики стали бы главным объектом для высадки морской пехоты США.

'Я был летчиком-истребителем советских ВВС и часто думал, каково это будет - действовать против натовских F-16 и 'Торнадо', - говорит майор Балинас. - Теперь я постоянно работаю с ними вместе. Как авиатор, могу сказать, что особой разницы между блоками [НАТО и Варшавским договором] нет'.

Он не может назвать какую-то конкретную опасность, угрожающую его родине - даже со стороны НЛО, которые, судя по всему, пользуются в Литве большой популярностью. Последний раз один из них якобы видел некий Ремис Сивицкис (Remis Sivickis) из Вильнюса: на вебсайте, посвященном НЛО, он назвался архитектором и 'заместителем директора по дизайну' в группе, занимающейся модернизацией Шауляйского аэропорта. Он разместил на вебсайте фотографию, датированную 20 апреля этого года, на которой можно разглядеть смазанное изображение объекта, напоминающего летающую тарелку, а под ним - машину на главной взлетной полосе аэропорта, и стоящего возле нее человека.

Пока от натовских пилотов не поступало официальных сообщений о встречах с НЛО над Прибалтикой, но, когда в январе британцев заменят норвежцы с их романтическим пристрастием к Арктике, ситуация, возможно, изменится.