3 ноября президент Путин, не дожидаясь признания поражения Д.Керри, поздравляет американцев с правильным выбором для бесстрашной борьбы с терроризмом.
Это уже не первый фальстарт российского лидера. О своей откровенной поддержке действующего президента США он заявил еще в октябре, сказав, что '[Поражение Дж.Буша] может означать победу террористов не только над Америкой, но и над мировым сообществом'.
Примечательно то, как деликатно Россия, которая вместе Германией и Францией выступила против иракской войны, и от которой ожидалось продолжение критики США после окончания военной операции, начинает занимать несколько иную позицию, чем Париж. В России говорят о том, что В.В.Путин решился 'поставить на Буша', надеясь на преодоление той пропасти, которая возникла в российско-американских отношениях из-за войны в Ираке. По всей видимости, президент России рассчитывает восстановить сотрудничество с американской стороной в таких вопросах, как урегулирование ситуации в Ираке, решение чеченской проблемы, а также энергетическое сотрудничество.
После своего переизбрания в марте этого года В.В.Путин провозгласил в качестве первоочередных задач российского государства обеспечение безопасности и нормализации жизни населения. Эти проблемы также приоритетны, как и курс на удвоение ВВП в десятилетний срок. [И в данной связи] сотрудничество с США — непременное условие выполнения вышеперечисленных задач. Ведь основную угрозу безопасности составляют теракты чеченских боевиков, а одним из важнейших рычагов преодоления бедности является энергетический сектор.
Процесс стимулировала масштабная акция террора в Беслане. Ориентируясь на централизацию государственной системы, президент Путин заинтересован в том, чтобы у Америки было руководство, которое исходит из реальных [политических] выгод, и не будет поднимать тему усиления власти в России.
Можно говорить о том, лидеры России и США были вполне совместимы изначально. В мае 2002 года по прошествию войны в Афганистане им удалось договориться по борьбе с международным терроризмом и наладить диалог в области энергетики. Пиком российско-американского сотрудничества можно назвать проведение саммита ведущих стран мира [G8], в котором Россия принимала полноправное участие. Партнерство было разрушено, когда стало ясным, что взаимодействие сторон и совпадение их мнений носило в большей степени вынужденный характер.
США предполагали, что Москва окажет им поддержку в Ираке, такую же, как и во время войны в Афганистане. Но российская сторона, во-первых, опасалась потерять свои позиции в этой стране после свержения режима С.Хуссейна, а во-вторых, ощущала угрозу того, что Ирак может стать одним из очагов распространения исламского экстремизма.
Позиционируя чеченский конфликт как борьбу с международным терроризмом, Россия рассчитывала на поддержку США и Европы. Однако Запад не только не признал этого, но и стал требовать от Москвы переговоров с представителями умеренного крыла [чеченских сепаратистов].
Возникли некоторые противоречия и в энергетическом диалоге. США стали ухватываться за возможность усилить влияние своего капитала в российском нефтяном секторе, а России — гарантировать выход на американский рынок. Ведущий нефтяной гигант России компания ЮКОС планировала, объединившись с 'Сибнефтью', создать одну из крупнейших энергетических компаний мира, для того, что бы продать ее зарубежным производителям. Но когда начались переговоры с ExxonMobil и другими компаниями, в дело вмешалась власть.
Сейчас после переизбрание лидеров обеих стран у России и США возникает возможность улучшить отношения и урегулировать спорные вопросы. А одним из свидетельств положительных тенденций развития энергетического сотрудничества, являющегося залогом сближения двух государств, может служить соглашение ConocoPhillips и 'ЛУКОЙЛа' о совместных разработках иракских месторождений.