Если вы находитесь не во Флориде или Огайо, то столица крупнейшей и самой динамичной демократической страны в мире - Нью-Дели - неплохой 'наблюдательный пункт', чтобы следить за странными ритуалами президентских выборов в США.
Будьте уверены: на прошлой неделе прозвучало немало скептических комментариев об устаревших процедурах подсчета голосов в 'колеблющихся штатах' США. Бывший председатель индийского Центризбиркома М.С. Гилл (M.S. Gill) нашел 'примечательным' тот факт, что в некоторых районах самой передовой в техническом отношении страны на земле до сих пор используются правила, установленные еще в 18 веке.
Другие выражали озабоченность в связи с накалом страстей в борьбе между республиканцами и демократами в США и глубиной их разногласий. 'За эффективную и работоспособную демократию расплачиваться приходится, в том числе, толерантностью и флегматичностью', - утверждает Джасвант Сингх (Jaswant Singh), занимавший в предыдущем индийском правительстве пост министра иностранных дел. В 'тропических демократиях' вроде Индии градус эмоций был куда выше. Однако, прежде всего из-за войны в Ираке, соперничающие партии в США проявляют все больше нетерпимости к точкам зрения друг друга. Он опасается, что этот феномен чреват неприятными последствиями для глобальной безопасности.
Индия обеспокоена ситуацией с безопасностью в мире, и за выборами на прошлой неделе она следила с такой же нервозностью и вниманием, как и ближайшие соседи США. Тем не менее, она не является сторонним наблюдателем: Индия все больше считает себя партнером Европы и Америки на мировой арене. В Дели царит атмосфера уверенности: в этом проявляется ее переход от статуса ворчливого 'вечного середнячка' к постоянному месту в 'президиуме' мировой политики.
Одним из важных элементов этой трансформации стало открытое признание наличия у страны ядерного оружия. Когда в 1998 г. националистическая Бхаратия Джаната Парти через три недели после прихода к власти решила провести ядерные испытания, администрация Клинтона внезапно обратила на Индию внимание. Тем самым завершились, по выражению тогдашнего заместителя госсекретаря США Строуба Талбота (Strobe Talbott), 'потерянные полвека' фактической отчужденности Вашингтона.
Однако превращение Индии в перворазрядную державу связано не только с бомбой. Манмохан Сингх (Manmohan Singh), архитектор индийских экономических реформ в начале 1990х, ныне возглавляющий правительство страны, видит приоритетные задачи Индии совершенно по иному, чем лидер Джнаната Парти Атал Бехари Ваджпаи (Atal Behari Vajpayee), отдавший в свое время приказ о ядерных испытаниях.
По мнению г-на Сингха, страна может добиться подлинного международного признания только за счет экономических преобразований. Величайшими угрозами современного мира он считает насилие и нищету, а лучшим лекарством от них - экономическое развитие. В интервью, опубликованном на прошлой неделе, он отметил, что экономика, в частности, поможет изменить к лучшему непростые отношения между Индией и Пакистаном: 'Укрепление экономических отношений с Пакистаном приведет к появлению в обеих странах влиятельных групп, считающих: какие бы разногласия ни существовали между нами, их следует урегулировать мирным путем'.
Если Индия присоединится к 'большой пятерке' ядерных держав в качестве полноправного стратегического партнера, ее приоритеты, скорее всего, будут сильно отличаться от приоритетов Джорджа У. Буша. Признавая огромное значение борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия, г-н Сингх тем не менее считает обеспечение продовольственной и энергетической безопасности еще более важными задачами.
Экономические преобразования в Индии, среди прочего, привели к тому, что сегодня она экспортирует больше продуктов питания, чем ввозит, хотя ее агробизнес еще и не обрел способности перерабатывать большую часть излишков. Однако в области энергоносителей она является крупным импортером, и к 2020 г. потребности Индии в этих видах сырья должны увеличиться вчетверо.
'Обеспечение энергетической безопасности занимает в нашей повестке дня второе место, уступая лишь продовольственной безопасности', - отмечает г-н Сингх. Этот вопрос он намеревается поднять на встрече с лидерами Евросоюза на этой неделе - ведь он вызывает интерес у обеих сторон.
Одним из вариантов удовлетворения потребностей Индии в этой сфере является развитие ядерной энергетики. Проблема заключается в том, что Индия, не подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, не может импортировать готовые ядерные технологии. Один из представителей американских властей называет эту ситуацию 'исторической случайностью'. Однако шансы на смягчение ограничений ДНЯО в нынешней обстановке выглядят маловероятными.
Индийские концерны энергично вкладывают капиталы в экономику нефтедобывающих стран, таких как Ангола, Судан и Венесуэла, независимо от стабильности обстановки в этих государствах или политических соображений. Однако наиболее удобным источником топливных поставок для Индии, скорее всего, станет Иран. Только на прошлой неделе государственная 'Indian Oil Corporation' объявила о намерении инвестировать 3 миллиарда долларов в разработку газового месторождения совместно с иранской фирмой 'Petropars'.
В Вашингтоне считают, что Индии, возможно, придется сделать выбор между сотрудничеством с Ираном, позволяющим удовлетворить ее потребности в энергоносителях, и Израилем, у которого она хочет закупать оружие. С точки зрения Буша, Иран - неподходящий кандидат в друзья. Однако Дели настаивает, что в состоянии действовать в обоих направлениях. Более того, высокопоставленные индийские чиновники выражают недоумение по поводу шума, поднявшегося в связи с возможной разработкой ядерного оружия в Иране. 'Почему нас это должно беспокоить?' - задается вопросом бывший статс-секретарь министерства иностранных дел Салман Хайдер (Salman Haider).
Чрезвычайно важны для Индии и отношения с Китаем. В последнее время товарооборот между двумя странами вырос примерно до 10 миллиардов долларов в год, причем торговый баланс складывается в основном в пользу Индии. В то же время, в Дели по-прежнему колеблются, следует ли Индии присоединиться к американской политике сдерживания Китая, или без лишних волнений пожинать плоды более быстрого экономического роста в этой стране. От подозрений, уходящих корнями еще в пограничный конфликт 1962 г., избавиться не так-то просто.
Дели предстоит принять ряд непростых стратегических решений. В качестве главного партнера в области безопасности там рассматривают США. ЕС является крупнейшим торговым партнером и источником инвестиций. 'Ключи' к будущему, возможно, находятся в руках Китая, в то время как Россия - некогда одна из ближайших союзников - сегодня расценивается скорее как друг из 'вчерашнего дня'. Всем этим странам придется привыкать к тому, что у Индии есть собственная программа на международной арене, и становиться на чью-либо сторону она не намерена.