Российский парламент начал крестовый поход против "аморальной" атмосферы на телеэкранах страны и проголосовал за искоренение из телевизионного видеоряда откровенных сцен секса и насилия, что многие уже расценили как признак возвращения советской цензуры.
Депутаты, обеспокоенные тем, что российскую молодежь портит и озлобляет нескончаемая череда сцен насилия и жесткой эротики на отечественном телевидении, проголосовали за запрещение показа подобных кадров с семи часов утра до десяти вечера.
В своем настоящем виде запрет фактически распространяется на выпуски новостей, художественные и документальные фильмы; в соответствии с ним будет запрещен показ и натурных, и репортажных съемок с использованием мертвых тел, сцен убийства, физического насилия, действий, наносящих "вред здоровью", а также изнасилований и других насильственных сцен сексуального характера. Депутаты Думы серьезно настроились на жесткие действия, хотя правительство, органы исполнительной власти, ответственные за регулирование медиабизнеса, а также президент Владимир Путин считают, что проблема должна решиться с помощью саморегулирования.
В первом из трех необходимых чтений новый законопроект поддержали 420 депутатов. Разработал его Андрей Скоч, член путинской партии "Единая Россия". По его словам, цель законопроекта состоит в том, чтобы защитить детей от распространения чересчур жестких телевизионных сцен, которое не прекращается с самого 1991 года, когда распался Советский Союз. Российские зрители уже привыкли к разгулу насилия в художественных фильмах и телесериалах, посвященных жизни криминального подполья, к жесткому стилю новостей и документальных съемок, которые не упускают возможности показать изувеченные тела, разорванные бомбами, а также к программам вроде нашей Crimewatch ("Дежурная часть" - пер.), в которых тоже все показывается как есть.
Радикальных перемен потребовал глава Русской православной церкви Алексий II.
"Сегодня на наших телеэкранах не проходит и часа без того, чтобы не проливались реки человеческой крови, - сказал он, - как будто бы нас пытаются убедить в том, что человеческая жизнь не имеет никакой ценности".
Старшее поколение, выросшее на ультраконсервативном выхолощенном советском телевидении, на котором процветала строгая цензура, утверждает в унисон новому поколению российских политиков-патриотов, что они твердо решили "навести порядок" и отчистить моральный облик российского общества. Спикер Думы Борис Грызлов сказал, что "в погоне за рейтингами и коммерческим успехом [телеканалы] забыли о своей огромной роли в воспитании нового поколения россиян".
Больше всего депутатов беспокоит то, что российские средства массовой информации стремятся показывать во всех жестоких подробностях террористические акты, организуемые чеченскими боевиками. Несколько месяцев назад один из парламентариев уже пытался - впрочем, безуспешно - добиться полного запрещения показа террористических актов, совершаемых внутри страны, приводя в качестве аргумента то, что в таких ситуациях, как захват заложников в Беслане, пресса якобы фактически занимается распространением "террористической пропаганды".
Депутаты-националисты, например, Владимир Жириновский, считают, что новый законопроект нужно немедленно претворять в жизнь.
"Мы не можем сделать телевидение стерильным, но в самое горячее время мы, по крайней мере, можем убрать с экранов немного жестокости", - заявил он.
Однако главы основных российских телеканалов, которые преимущественно находятся под контролем государства, уже высказали свое отрицательное отношение к новому законопроекту. По их мнению, он граничит с абсурдом и может не только перевернуть с ног на голову всю службу новостей, но и не допустить показа классических российских и иностранных фильмов и даже мультфильмов. Они уже сформировали рабочую группу, которая пытается убедить парламентариев "разбавить" законопроект.
Глава НТВ Владимир Кулистиков сказал в интервью газете "Коммерсант":
"Вне всякого сомнения, такая проблема существует, но действительно ли ее не обходимо решать такими абсурдными средствами? Если следовать логике нового законопроекта, то будут запрещены к показу фильмы о Великой Отечественной [Второй Мировой] войне, а также, например, "Война и мир"".
По его словам, новый закон может серьезно подорвать возможности телеканалов говорить правду о террористических актах, преступности и стихийных бедствиях, что будет, по его утверждению, равно "распространению заведомо ложной информации об этих важнейших событиях".