Москва, 11 ноября 2004 года. Пивоваренные компании на этой неделе поднимали тосты за верхнюю палату российского парламента после того, как законодатели отклонили предложенный законопроект о запрете распития пива на улицах и в других общественных местах.
Сегодня, когда пиво быстро догоняет водку как самый популярный здесь алкогольный напиток, россияне пьют его повсюду - утром по дороге на работу, в метро, в кино, в парках, когда температура ниже нулевой отметки.
Предложенный законопроект запретил бы распитие пива в некоторых неожиданных местах - школах, амбулаторных центрах и больницах - а также в большинстве общественных мест, в частности, на улицах, на стадионах и в парках, а также в общественном транспорте. От запрета были бы освобождены только лицензированные рестораны и бары.
Законопроект о запрете распития пива очень непопулярен среди местных пивоваренных компаний. Российская Дума, нижняя палата парламента, приняла этот законопроект 29 октября и направила его в верхнюю палату, Совет Федерации, которая его отклонила 73 голосами против 40, при 5 воздержавшихся. Теперь две палаты должны образовать согласительную комиссию и позднее в этом году снова поставить этот законопроект на голосование.
Популярность пива в этой стране помогает компенсировать застывший спрос на пиво на Западе. "Два наших самых быстрорастущих рынка - это Китай и Россия, - сказал на пресс-конференции в Москве в четверг Аксель Гиц (Axel Gietz), старший вице-президент по корпоративным делам бельгийской компании "InBev". - Быть может, казалось, что этот закон станет легким для принятия, однако нужно, чтобы он был хорошим".
"InBev" сегодня является крупнейшей в мире пивоваренной компанией; она была создана в этом году путем слияния компаний "InterBrew" и "AmBev"; кроме того, она контролирует "Sun Interbrew", вторую по величине пивоваренную компанию России.
Совет Федерации в своем заявлении указал, что "с моральной точки зрения" члены совета поддерживают этот законопроект, однако они опасаются, что он "загонит молодых людей на лестничные клетки и спровоцирует тайную торговлю пивом по более высоким ценам, а также массовое взяточничество среди сотрудников милиции".
Россияне потребляют на месте 20-30% купленного ими пива, говорят аналитики пивоваренной промышленности. Около 67% объема продаж компании "Sun Interbrew" в России приходится на примерно полмиллиона киосков, и 30% купленного пива выпивается сразу же. По данным московского инвестиционного банка "Атон Капитал", лишь 6% пива компании "Sun Interbrew" продается через рестораны.
Законопроект также впервые в России установил бы минимальный возраст для потребления алкоголя - 18 лет. Пивоваренные компании проявили осмотрительность, заявив, что, хотя они и поддерживают любой законопроект, который позволит предотвратить употребление алкогольных напитков несовершеннолетними, они против ограничений на рекламу таких напитков на телевидении, при проведении рекламных акций во время спортивных мероприятий и мероприятий по привлечению спонсоров. "Мы хотим иметь право рекламировать наш товар совершеннолетним потребителям", - сказал г-н Гиц из компании "InBev".
Алексей Кривошапко, аналитик товаров широкого потребления из инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа", написал в бюллетене для своих клиентов: "Пересмотренный законопроект, скорее всего, будет изменен таким образом, чтобы касаться исключительно распития алкогольных напитков несовершеннолетними". Российский союз любителей пива и большинство пивоваров, а также правительство и президентская администрация все поддержали идею не позволить пиву попасть в руки подростков, добавил он.
Пивоваренные компании получают громадные барыши в России, и эта отрасль является одним из немногих путей приобщения (иностранных) инвесторов к буму в производстве и потреблении промышленных товаров на территории бывшего Советского Союза. В октябре турецкая пивоваренная компания "Efes Breweries International", которая продает в России 60% своего пива, сделала предварительное предложение о поставках товара.
Пивоваренная компания "Балтика", совладельцами которой являются компания "Carlsberg" и пивной альянс "Scottish and Newcastle", является крупнейшим пивоваренным бизнесом России; в 2003 году она продала 16,17 млн. гектолитров пива, в результате чего ее рыночная капитализация выросла на 20,6%. Вторая по величине в России пивоваренная компания "Sun Interbrew" на этой неделе сообщила, что в третьем квартале ее прибыли выросли на 46% и составили 60 млн. долл. США. "Sun Interbrew" указала, что в третьем квартале объем производства пива вырос до 5,8 млн. гектолитров (за аналогичный период прошлого года было произведено 4,9 млн. гектолитров). Ее доля на российском рынке увеличилась до 15,3% (год назад она составляла 14,9%). На Украине доля рынка "Sun Interbrew" в течение 3-го квартала нынешнего года увеличилась с 33,5% до 35,7%.
Представляется также, что пивной законопроект является частью более широких усилий законодателей по законодательному закреплению принципов общественной морали и ограничению эксцессов раскованного постсоветского общества. На этой неделе, например, Дума также приняла законопроект, который призван ограничить показ сцен насилия и смерти на телевидении - причем не только в художественных фильмах, но и в документальных, а также в вечерних новостях. В среду этот законопроект был одобрен в первом чтении. После трех чтений он поступит в верхнюю палату парламента.
Что касается распития алкогольных напитков в общественных местах, "нужно что-то делать", сказала Ольга, графический дизайнер и журналист, которая отказалась назвать свою фамилию. "Люди пьют пиво повсюду, и никого это не волнует. Закон, быть может, не остановит их от распития алкогольных напитков, но он может заставить их задуматься".
Другие сомневались, что закон такого рода удержит хоть кого-нибудь от поглощения алкогольных напитков.
"В советские времена существовал официальный запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах, - сказал Сергей, также отказавшийся назвать свою фамилию. Этот 41-летний таксист после вечерней смены пришел к уличному киоску, где россияне могут покупать пиво почти круглосуточно. - Но сегодня другие времена. Этот новый закон не только плох; он глуп. Мы хотим быть свободными, чтобы делать то, что нам хочется".