Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Генеральный секретарь НАТО: 'Европе нужна НАТО'

Интервью генерального секретаря НАТО Яаапа де Хоопа Схеффера

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Альянс должен принимать участие в определении политической стратегии. Сюда входят вопросы, касающиеся политических целей соответствующих операций. Надо готовиться и быть в состоянии проводить замену войск по десять-одиннадцать раз, действовать одновременно в Приштине, в Кундусе или в Кабуле

'Die Welt': Пропасть между Европой и США стала глубже. В какой мере НАТО нужна Европе и в какой степени - США?

Яаап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Sheffer): Европе нужна НАТО, НАТО нужна Европа. В отношениях между европейцами и американцами то же самое. Ясно, однако, одно: стабильный мировой порядок невозможен без Соединенных Штатов. Но фактом является также то, что все стороны извлекли из своих ошибок уроки. Мы обязаны преодолевать свои разногласия в рамках диалога. Только вместе Европа и Америка в состоянии защитить такие ценности, как свобода и демократия, ценности, остающиеся, как и прежде, общими. Ни Европа, ни США не могут позволить себе потерять Ирак.

'Die Welt': Ключевое слово - 'позволить'. А может ли Германия позволить себе и впредь оставаться в стороне оттого, что происходит в Ираке?

Яаап де Хооп Схеффер: Это законная немецкая позиция. Германия осуществляет преобразования не в Ираке, а за его пределами, как и другие члены альянса. Для меня важно, когда в НАТО существует политический консенсус, как в рамках подготовки войск, когда все офицеры, работающие в штабах НАТО, принимают участие в этой миссии.

'Die Welt': Люди, скептически относящиеся к использованию возможностей НАТО, опасаются, что США могут использовать участие НАТО в подготовке иракской армии в качестве рычага расширения присутствия альянса в Ираке.

Яаап де Хооп Схеффер: Надо всегда хорошо понимать, что есть иракское правительство, пользующееся авторитетом в стране. А оно, насколько я понимаю, в настоящее время не заинтересовано в повышении роли НАТО в своей стране. Для него главным приоритетом является в большей мере по возможности скорейшее достижение независимости от международных войск. Поэтому важно, чтобы мы быстрее приступили к выполнению миссии по подготовке войск. Я надеюсь, что Совет НАТО уже на будущей неделе одобрит план действий. Независимо оттого, какую роль НАТО играет в Ираке, нам необходимо согласие 26 союзников и, прежде всего, желание самого иракского правительства.

'Die Welt': Скажется ли переизбрание Буша (Bush) на американской политике в отношении НАТО?

Яаап де Хооп Схеффер: Я настроен оптимистично, и считаю, что второго краха, как это было в вопросе с Ираком, больше не будет, поскольку мы все извлекли из этого уроки. Не должно быть больше и раскола внутри Европы: это не в интересах ни европейцев, ни американцев. Я думаю, что президент понял это еще до выборов.

'Die Welt': Иными словами, процесс извлечения уроков шел и в США?

Яаап де Хооп Схеффер: Наверняка, я исхожу из этого.

'Die Welt': История показывает, что операции НАТО затягиваются часто на годы. По каким критериям будут впредь приниматься решения относительно подобных операций? Когда будут исчерпаны возможности альянса?

Яаап де Хооп Схеффер: Мы должны научиться жить с мыслью, что операции НАТО будут впредь, скорее, продолжительными, чем кратковременными. По крайней мере, речь в большинстве случаев идет не о кризисах, которые можно быстро урегулировать, а о таких очагах напряженности, как Афганистан или Косово. Поэтому НАТО должна играть также важную политическую роль. Альянс не является органом по исполнению решений, которые принимаются где-то в другом месте, то есть он должен также принимать участие в определении политической стратегии. Сюда входят вопросы, касающиеся политических целей соответствующих операций и условий завершения операции. Долгосрочные операции означают также, что надо готовиться и быть в состоянии проводить замену войск по десять-одиннадцать раз, действовать одновременно в Приштине, в Кундусе или в Кабуле. Поэтому имеет серьезное значение, что, например, Германия, проводит реформу своих вооруженных сил.

'Die Welt': Операция в Афганистане является для Вас высшим приоритетом. НАТО сдержала свое обещание об увеличении контингента своих войск после выборов, даже если Вам пришлось бороться за каждый вертолет. Как обстоят дела теперь?

Яаап де Хооп Схеффер: Мы сейчас находимся на правильном пути, расширяя ответственность международного контингента войск Isaf в сторону запада, Герата и прилегающих к нему провинций. Мы собираемся направлять в провинции дополнительные местные восстановительные отряды. Следующий этап - парламентские выборы весной 2005 года, после них НАТО вновь собирается расширять свое присутствие.

'Die Welt': Не окажется ли так, что Вам придется ездить по столицам, чтобы воевать за каждого солдата?

Яаап де Хооп Схеффер: Я исхожу из того, что на следующих этапах операции в Афганистане проблем будет меньше. Частично это является вопросом политической воли. А политическая воля имеет дело с политическим руководством - в Лондоне, Париже, Берлине, Гааге и где бы то ни было. Для того, чтобы правительства могли доносить до своей общественности, почему так важно присутствие в таких регионах, как Афганистан. Любой союзник должен знать, что от него потребует НАТО через два или три года. Я готов при необходимости пройтись с кепкой по кругу, но это не должно становиться правилом.

'Die Welt': Атлантизм отличался тем, что по обе стороны было поколение, которое верило в общую угрозу и поэтому - в необходимость союза. Чем должно питать такую веру новые поколения?

Яаап де Хооп Схеффер: Это причина, по которой я во время своих поездок всегда бываю в школах и в университетах. Поскольку речь идет не только об элитах. Мы должны разъяснять молодому поколению, что терроризм, оружие массового уничтожения и рухнувшие государства представляют собой громадную угрозу. Если мы не станем обращаться к этим вопросам, то пойдем на уступку террористам. А они угрожают нам не потому, что у нас иная точка зрения, а потому, что мы представляем собой демократическое, либеральное общество.