Брент Скоукрофт - бывший советник по вопросам национальной безопасности при президентах Джеральде Форде (Gerald Ford) и Джордже Буше, является основателем и президентом Форума международной политики
После тяжелых президентских выборов Соединенные Штаты теперь могут перенаправить всю свою энергию на решение бесчисленных проблем, оказывающих прямое воздействие на безопасность и предназначение американской нации. Нигде эти проблемы так настойчиво не затрагивают наши жизненные интересы, как на Ближнем Востоке.
Ситуация в этом регионе изменилась безвозвратно после принятия решения о вводе войск в Ирак. Споры относительно временных параметров и логического обоснования войны уже давно канули в Лету, тем не менее, постоянное присутствие там американских вооруженных сил и изменения в расстановке региональных сил означают, что мы уже не можем позволить себе роскошь проведения своей политики на Ближнем Востоке при помощи серии не связанных между собой событий, проводимых в разных временных плоскостях. Мы столкнулись с необходимостью осуществления одновременных действий, направленных на сдерживание так называемых несостоявшихся государств в их стремлении ввергнуть Соединенные Штаты и дружественные им страны в обстановку насилия и нестабильности в регионе. Война в Ираке, арабо-израильский конфликт, иранский терроризм - это звенья одной цепи, которые должны рассматриваться как одна большая проблема. Если мы хотим разрубить этот гордиев узел, то нам потребуется не просто новый подход, а осмысленное и длительное участие Соединенных Штатов вкупе с должным вниманием к этой проблеме со стороны президента.
Но одной американской решимости будет мало без сознательного участия других стран, в первую очередь это касается Европейского Союза и непосредственно Ближнего Востока. Наше обращение к европейцам, с которыми у нас серьезные разногласия по вопросам ближневосточного регулирования, должно быть основано на признании необходимости их участия в мирном процессе в Палестине, а также в решении иранской проблемы и урегулировании иракского кризиса. В то же время нам необходимо обеспечить ключевое участие арабских государств в поиске приемлемого решения арабо-израильского конфликта и заручиться их поддержкой для обеспечения будущего благополучия Ирака.
Основная цель, которую мы преследуем в Ираке, заключается в обеспечении безопасности и стабильности, в условиях которых может нормально проводиться процесс планомерного восстановления экономики и национального примирения. Несмотря на всю тяжесть такой задачи, реальность говорит о том, что ее выполнение в разумных временных границах вполне возможно, но только при условии увеличения численности коалиционных сил, развернутых в данный момент в регионе. Увеличение союзной группировки должно быть либо осуществлено за счет наших собственных и без того скудных военных резервов, либо возложено на наших друзей и союзников.
Одержав достаточно комфортную победу на выборах, президент Джордж Буш (George Bush) сейчас находится в том выгодном положении, когда он может снова призвать к более масштабному международному присутствию в Ираке. Лидеры европейского сообщества и арабского мира, несомненно, осознают, несмотря на то, что простой народ может этого и не понимать, что нестабильность ситуации в Ираке повлияет на их страны в той же мере, как и на Соединенные Штаты. Действия войск НАТО в Афганистане свидетельствуют о том, что наши ближайшие союзники также истощены. Однако готовность со стороны Европы предоставить пусть даже крошечный воинский контингент может стать тем побуждающим мотивом, который заставит другие страны, в особенности мусульманские, внести свою посильную лепту в общее дело по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Это также поможет снизить главенствующую роль Соединенных Штатов в Ираке, хотя и не повлечет, я подчеркиваю, сокращения численности нашего собственного контингента.
Этот существенный шаг в решении иракского кризиса должен сопровождаться обязательством Соединенных Штатов по возобновлению мирных переговоров между Израилем и Палестинской Автономией. Ясир Арафат (Yasser Arafat) сошел с политической сцены. Его смерть несет в себе радикальное изменение ситуации в Палестине и, как отметил наш президент, является 'благоприятной предпосылкой для возобновления мирного диалога'. Ни Соединенные Штаты, ни Израиль не хотели иметь дело с Арафатом. Администрация президента США должна воспользоваться уникальной возможностью для более решительных действий.
Джордж Буш должен добавить содержание к форме своих обязательств по созданию независимого палестинского государства. В первую очередь необходимо предпринять действия по обеспечению безопасности Израиля и предоставлению палестинцам возможности и средств для построения жизнеспособного политического образования, свободного от губительного присутствия израильских солдат. Соединенные Штаты должны настаивать на том, чтобы Израиль прекратил строительство защитной стены на Западном берегу реки Иордан и подкрепил вывод своих войск из сектора Газа аналогичными действиями на Западном береге. Вместо израильских укреплений и боевых подразделений должны появиться международные миротворческие силы, преимущественно из Европы или стран-участниц НАТО. В свою очередь палестинская сторона должна предпринять срочные меры по замене режима Арафата на такое политическое руководство, которое не только хочет, но и может взять на себя ответственность за ведение мирных переговоров и выполнение своих обязательств. Остальной арабский мир, особенно Египет, Саудовская Аравия, Иордания и Марокко, должны помогать советами и оказывать всяческую поддержку.
План мирного урегулирования ситуации на Ближнем Востоке 'Дорожная карта', разработанный совместно Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Россией и Организацией Объединенных Наций, должен быть возрожден, подкреплен описанными выше действиями и доведен своими создателями до логического завершения. Достижение окончательного урегулирования по сравнению с прошлым разом, когда переговоры зашли в тупик, теперь представляется более реальным. Объединенный Иерусалим станет столицей сразу двух народов. Несмотря на то, что 'право на возвращение' будет принципиально сохранено, реальность заключается в том, что большинство палестинских беженцев все равно останутся по ту сторону израильской границы, как и еврейские переселенцы, которые без сомнения вернутся из Палестины в Израиль. Наверняка возникнет необходимость в создании специального фонда, который бы выплачивал компенсации обеим группам, а также в уточнении территориальных границ.
Значительный и, самое главное, очевидный прогресс в урегулировании арабо-израильского конфликта окажет благоприятное воздействие на атмосферу не только в Ираке, но и на всем Ближнем Востоке в целом, где Иран является еще одной вершиной треугольника напряженности и насилия. В отношении Ирана Соединенные Штаты должны преследовать три основные цели: прекращение политики, направленной на производство собственного ядерного оружия; укрепление сотрудничества, которое будет активно способствовать обеспечению стабильности и безопасности в Персидском заливе и Ираке; а также ограничение иранскими властями деятельности организации 'Хезболла' и других радикальных группировок. Для того чтобы это стало возможным, а также для укрепления сотрудничества с Европой, Америка должна воплотить в жизнь несколько инициатив. Во-первых, Соединенным Штатам следует изменить свое отношение к переговорам относительно возможности получения обогащенного урана между Великобританией, Францией и Германией с одной стороны и Ираном - с другой. Мы должны активно выступить на стороне европейских государств, привлечь к этому процессу Россию и в таком составе начать диалог с Ираном. Такой подход будет способствовать усилиям иранского правительства по осуществлению своей ядерной программы и может предусматривать предложение о долгосрочных поставках ядерного топлива (низкообогащенного урана) по льготной цене (или даже даром) в обмен на отказ Ирана от программы получения собственного обогащенного урана.
Иран не просто заинтересован в будущем Ирака, но и имеет возможность оказывать серьезное влияние на иракских шиитов посредством своих обширных религиозных связей. Мы можем вовлечь Иран в процесс восстановления Ирака, сравнив наши взгляды на будущее и выявив общность интересов. В этом отношении многосторонние консультации по Ираку, проведение которых планируется в конце этого месяца в Шарм-эль-Шейхе, могут послужить началом такого диалога при непосредственном участии ООН. Количество участников консультаций может быть расширено, если туда будут включены страны кондоминиума безопасности в Персидском заливе, созданного при поддержке Соединенных Штатов. Все это может снять озабоченность Ирана относительно собственной безопасности и снизить его стремление получить собственное ядерное оружие.
Наконец, администрация президента США должна обозначить свою готовность пересмотреть режим экономических санкций, подразумевая переоценку собственных отношений с Ираном, при этом последний должен ограничить деятельность 'Хезболла' и повлиять на другие экстремистские группировки. Это должно до минимума сократить риск того, что насилие и другие радикальные крайности негативно повлияют на ход мирного процесса в Палестине. На кону стоит очень многое. Успех такой политики на Ближнем Востоке, помимо чрезвычайной важности для самого региона, таит в себе перспективу решительного перелома в войне с терроризмом.