Трудно спорить с недавним решением агентства 'Moody's' повысить рейтинг России. Цены на нефть остаются на высоком уровне, и, учитывая политическую нестабильность в Ираке и на Ближнем Востоке в целом, непрекращающуюся политическую напряженность в Нигерии, взрывной экономический рост в Китае и увеличение спроса на нефть в связи с началом отопительного сезона, ожидать их существенного падения в ближайшее время не приходится. Российский бюджет находится в отличном состоянии: шансы на новый дефолт фактически равны нулю. Таковы критерии оценки 'Moody's'.
Однако высокие цены на нефть и столь же высокие баллы, выставленные рейтинговыми агентствами, не должны создавать у инвесторов иллюзию, будто на российском рынке все в порядке. Доверие инвесторов к этой стране может быть подорвано в любой момент, а политические риски, связанные с целым рядом проблем развития России, только увеличиваются.
Российский президент Владимир Путин воспользовался страхом и яростью, охватившими страну после недавних терактов, чтобы подорвать влияние политических институтов России, окружить власть еще более плотной завесой секретности, и ограничить критику в СМИ. Президент предлагает избирать всех депутатов парламента по общенациональным партийным спискам: в результате избранные парламентарии будут обязаны своим положением не избирателям на местах, а партийным лидерам. Для г-на Путина это эффективный способ увеличить шансы прохождения реформаторских законов через парламент.
Кроме того, г-н Путин предлагает отменить всенародные выборы глав 89 регионов России. В соответствии с его планом, кандидатуры губернаторов будут выдвигаться президентом для последующего утверждения законодательными собраниями регионов. Этим предложениям не откажешь в тактическом мастерстве. Какой региональный губернатор не поддержит меры, позволяющие ему напрямую контролировать собственное политическое будущее?
Мало того, г-н Путин предлагает отменить ограничения сроков пребывания губернаторов в должности. Теперь действующие губернаторы получают возможность сохранять за собой пост до бесконечности. Единственное, что для этого требуется - заслужить благосклонность Кремля.
Не только региональные губернаторы зависят теперь от расположения российского президента. 1 октября 175 голосами против 2 верхняя палата российского парламента - Совет Федерации - утвердила закон, позволяющий г-ну Путину фактически полностью контролировать орган, утверждающий членов высших судебных органов страны. Кроме того, закон дает президенту право применять дисциплинарные взыскания и даже смещать высокопоставленных судей, если после назначения те поведут себя не так, как хотелось бы Кремлю.
Рынки предпочитают прозрачность: они негативно реагируют на попытки государства ограничить деятельность тех, кто за ним надзирает. Российское телевидение и радио уже два с лишним года находятся под неусыпным контролем Кремля. Печатные СМИ - не столь влиятельные, а значит, по мнению Кремля, и менее опасные - до сих пор пользовались значительно большей свободой. Но эта ситуация, скорее всего, измениться. 6 сентября Раф Шакиров, редактор влиятельной ежедневной газеты 'Известия', был вынужден уйти со своего поста из-за публикации критической статьи о кризисе с заложниками в Беслане, сопровождавшейся подборкой фотографий, иллюстрировавших весь ужас этого теракта.
Рынки, конечно, позитивно воспринимают такие факторы, как последовательность и стабильность. Однако это не относится к действиям государства, направленным на урезание демократического контроля над исполнительной властью. Есть признаки того, что г-н Путин не намерен отказываться от власти, которую он сосредоточивает в своих руках, и после 2008 г., когда истекает официальный срок его полномочий. В пункте 3 статьи 81 российской конституции говорится: 'Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд'. Однако в последнее время появились признаки того, что г-н Путин может изменить конституцию, установив семилетний срок пребывания президента в должности, или просто отменить любые ограничения по срокам, что позволит ему каждые четыре года баллотироваться снова - столько раз, сколько он сочтет нужным.
Возможно, что президенту не удалось монополизировать власть настолько эффективно, как некоторые полагают, и что в Кремле царит соперничество, подрывающее способность российского руководства к разработке последовательного политического курса для решения сложных задач, связанных с реформированием России. Поведение Кремля в 'деле 'ЮКОСа'' в последние недели никак не назовешь последовательным: некоторых наблюдателей это приводит к выводу, что Путин неспособен - или не желает - покончить с внутрикремлевскими дрязгами. Рыночные игроки, естественно, внимательно наблюдают за драмой 'ЮКОСа' в поисках четких сигналов относительно целесообразности инвестиций в России. Пока эти сигналы не выглядят обнадеживающими.
Наконец, обратимся к проблеме террора. Угроза безопасности России - не выдумка г-на Путина: он реагирует на реальную и нарастающую опасность. Недавно российское правительство пошло на беспрецедентный шаг, усилив меры безопасности на ядерных объектах. Фактически, вероятность теракта, способного 'обрушить' весь рынок - возможно, даже взрыва 'грязной бомбы' с радиоактивной начинкой в одном из крупных городов - в России выше, чем в любой другой стране мира. Россия - единственная страна, где имеется большое количество 'безнадзорных' радиоактивных материалов, много высококвалифицированных специалистов-ядерщиков, живущих на низкую зарплату, и действуют крупные террористические организации: это сочетание представляет особую опасность.
Нежелание г-на Путина идти на любое урегулирование чеченской проблемы, за исключением маловероятной военной победы, приводит инвесторов к выводу, что порожденные им проблемы в области безопасности, возможно, сохранят актуальность даже после его ухода с политической сцены. В то же время его шаги по консолидации власти и попытки 'заткнуть рот' прессе беспокоят инвесторов, надеющихся на формирование в стране более справедливой и открытой деловой атмосферы. Результатом его действий скорее всего станет установление менее подотчетного, менее демократичного и более коррумпированного режима. И когда цены на нефть в конце концов начнут снижаться, России, возможно, придется дорого заплатить за путинские меры.
Ян Бреммер - председатель Евразийской группы и старший научный сотрудник Института мировой политики (World Policy Institute)
.