Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Окошко в темное прошлое

Популярный в России телесериал вызывает споры о сталинской эпохе. . . и президенте

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжение месяца четыре вечера в неделю Александр и Римма Лаврук усаживались перед телевизором и погружались в прошлое - свое и России. Как и миллионы других россиян, они были увлечены необычным минисериалом под названием 'Московская сага', который изображает страну в сталинскую эпоху.

На протяжение месяца четыре вечера в неделю Александр и Римма Лаврук усаживались перед телевизором и погружались в прошлое - свое и России. Как и миллионы других россиян, они были увлечены необычным минисериалом под названием 'Московская сага', который изображает страну в сталинскую эпоху.

'Иногда мы смотрим его со слезами на глазах, - рассказывает Александр, бывший сотрудник 'Аэрофлота', а ныне пенсионер. - Судьба людей в сериале - это судьба очень многих семей. И нашей тоже'.

Дяди Риммы были кулаками. В начале 1930х правительство Иосифа Сталина депортировало их в Сибирь, откуда они не вернулись. Александр родился в декабре 1941 года, когда его отец уже был мертв - он был одним из десятков тысяч пехотинцев, погибших осенью того года в боях с немецкими войсками, вторгшимися в страну. Семье не удалось найти его тело.

Сериал основан на популярном одноименном романе Василия Аксенова. Это история одной семьи, Градовых, чьи жизни неразрывно связаны с подъемом и правлением Сталина с 1920х до его смерти в 1953. 24-серийный фильм занимает первое место в телевизионных рейтингах. Он ворошит воспоминания и вызывает споры в стране, которая долго молчала и до сих пор испытывает двойственные чувства по отношению к человеку, который руководил убийством миллионов, но одновременно добился победы СССР в войне и его становления как сверхдержавы.

'Это первая попытка показать жестокость, беззаконие и своенравие режима таким способом, - говорит режиссер 'Московской саги' Дмитрий Барщевский. - У людей не будет иллюзий. Возможно, этот вид СМИ сделает это более убедительно'.

В дополнение к этой сталинской ретроспективе вслед за 'Сагой' на государственном телевидение будет показан 16-серийный фильм 'Дети Арбата' по Анатолия Рыбакова роману о той же эпохе. Арбат - это район Москвы с давней аристократической и литературной историей.

Сталин фигурирует в обеих картинах, его сложная злобная натура пробивается через приятную наружность. Он нависает над сюжетом, развивая, но не подавляя истории семьи, дружбы и любви, храбрости и трусости.

'Я думаю, что люди смотрят [фильм] вовсе не для того, чтобы узнать что-то новое о Сталине, они и так все это знают, - сказал в телефонном интервью из Франции автор романа В.Аксенов. - Мы видим, как люди выживали во времена террора, как они жили, любили и предавали. Я думаю, именно поэтому люди его смотрят'.

'Давление времени меняет этих персонажей, - говорит режиссер 'Детей Арбата' Андрей Эшпай. - Некоторые оказываются раздавленными, но каким-то образом индивидуальность выживает, выживают человеколюбие и любовь. Мы показываем, как решения, принимавшиеся на самом верху советской пирамиды власти, преобразовывали жизни обычных людей'.

Внезапное появление двух крупных художественных интерпретаций сталинской эпохи на подконтрольном Кремлю Первом канале, вызвало к жизни массу теорий о причинах создания сериалов.

Арсений Рогинский, председатель правозащитного общества 'Мемориал', борющегося за сохранение правды о тоталитарном прошлом России, считает, что обе картины можно рассматривать как часть политической стратегии Кремля, направленной на то, чтобы вызвать ностальгию, одновременно контролируя ее. Он указывает на следующий парадокс: в сентябре президент Владимир Путин распорядился заменить надпись 'Волгоград' на памятнике Второй мировой войны на 'Сталинград', а в октябре послал венок на панихиду по жертвам сталинского террора.

''Московская сага' не имеет ничего общего со Сталиным, зато много общего с сегодняшним днем, - утверждает Рогинский. - Единственная угроза для властей - объединение нескольких разных групп, например, либералов и коммунистов. Нынешняя власть не прочь напомнить людям, что коммунисты убили миллионы'.

Самую отрицательную реакцию на фильмы выразили сторонники Коммунистической партии, некоторые из которых до сих пор носят с собой портреты Сталина. По данным опросов, 40% россиян положительно оценивают личность Сталина, а 25% респондентов проголосовали бы за него, если бы он был жив.

'Телевидение не должно показывать такие фильмы, как. . . 'Московская сага', которые показывают конфликт с целой эпохой, со старшим поколением и настраивают людей друг против друга, - заявил в интервью радиостанции 'Эхо Москвы' лидер КПРФ Геннадий Зюганов. - К своей истории нужно относиться с уважением'.

Создатели обоих сериалов заявляют, что появление фильмов именно сейчас гораздо больше обусловлено финансовой ситуацией в российском кинематографе, чем политическими соображениями. Книга 'Дети Арбата' долгое время не печаталась, но, появившись в 1987 году, после начала реформ Михаила Горбачева, направленных на поощрение гласности, стала сенсацией. Тогда же появились и планы ее экранизации, говорит Эшпай, но распад Советского Союза в 1991 году привел к кризису государственной киноиндустрии.

В последние годы кинематограф ожил, сначала благодаря детективным сериалам и мыльным операм, создававшимся для телевидения. 'Как только мы поняли, что создание сериалов экономически выгодно, разнообразие тем стало вопросом времени', - указывает Эшпай.

И все же оба режиссера понимают возможные современные политические уроки, которые можно извлечь из их работ, особенно когда оппоненты Путина обвиняют его в централизации власти и ущемлении демократии.

'Можно заявить, что в момент опасений о направлении страны власти напоминают людям о том, что они не так плохи по сравнению с тем, что было раньше, - говорит Барщевский. - Но можно также заявить, что сам факт, что власти позволили показать этот фильм, внушает надежду, что Россия будет развиваться цивилизованно'.