Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дефекты внешней политики России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом сезоне Российская футбольная премьер-лига потратила на покупку иностранных легионеров больше, чем кто бы то ни было в мире, за исключением Чемпионата Англии, итальянской 'Серии А' и испанской 'Ла Лиги'. Принимая во внимание тот факт, что Россия имеет самое большое в Европе население, богатые футбольные традиции и бесподобных олигархов, готовых вкладывать огромные суммы в футбол, хочется верить, что через несколько лет российский чемпионат по зрелищности сможет на равных бороться, а то и вовсе потеснит на олимпе такие традиционно футбольные державы, как Германия и Франция

В прошлом сезоне Российская футбольная премьер-лига потратила на покупку иностранных легионеров больше, чем кто бы то ни было в мире, за исключением Чемпионата Англии, итальянской 'Серии А' и испанской 'Ла Лиги'. Принимая во внимание тот факт, что Россия имеет самое большое в Европе население, богатые футбольные традиции и бесподобных олигархов, готовых вкладывать огромные суммы в футбол, хочется верить, что через несколько лет российский чемпионат по зрелищности сможет на равных бороться, а то и вовсе потеснит на Олимпе такие традиционно футбольные державы, как Германия и Франция.

В конце концов, и здесь экономисты полностью согласятся со мной, для того, чтобы достичь успеха, необходимы способные игроки, практические знания и капитал. Традиционно считалось, что в российском футболе первые два компонента всегда присутствовали в изобилии. Ирония заключается в том, что теперь, когда, наконец-то, появился третий компонент - деньги, первые два пошли заметно на убыль. Как и в случае с другими внешними проявлениями современной России, футбол вынужден развиваться в обстановке беззакония, противоречий и жестокого цинизма. Каждый раз, когда ты думаешь, что в конце туннеля забрезжил лучик надежды, появляются все новые и новые препятствия.

'И так во всей стране, - поделился со мной в прошлом месяце Игорь Шалимов, известный в прошлом футболист, поигравший за границей, а сейчас пытающийся достичь успеха на тренерском поприще. - Вот мы сидим с тобой в престижном отеле в центе Москвы и пьем кофе. Кажется, что все как у людей, такое могло бы быть в любом европейском городе. Разница заключается лишь в том, что люди снаружи зарабатывают всего-навсего несколько сот долларов в месяц. За фасадом благополучия скрывается жестокая реальность'.

Подобное ощущение появляется и когда приходишь на матчи российского первенства по футболу. Московский 'Спартак' является самой популярной в стране футбольной дружиной, имеющей армию болельщиков, но, когда я пришел посмотреть их московское дерби с 'Торпедо', на трибунах набралось максимум 12 тысяч зрителей. И все бы ничего, если бы они не вынуждены были надрывать связки в безмерном пространстве арены 'Лужников', рассчитанной на 80-тысячную аудиторию. 'Лужники', получившие, между прочим, пять звезд по рейтингу УЕФА, были построены специально для Олимпийских игр 1980 г.. Эта арена предназначена для чего угодно, но только не для футбольных баталий. Российские болельщики находятся чуть ближе к кромке поля, чем продавец билетов английской подземки к стадиону 'Хайбери' (при этом у него, наверно, угол обзора намного лучше).

Тем не менее, руководство 'Спартака' заявило мне, что более чем довольно посещаемостью, которая в этот раз на треть превысила обычный уровень. Болельщики футбольного клуба 'Торпедо' были упрятаны в самый дальний угол стадиона, укрывшись под защитой гигантского черно-белого стяга. Пространство вокруг них представляло собой унылое зрелище из пустых пластиковых сидений, чью гармонию иногда нарушали кучки прыщавых солдат срочной службы, призванных обеспечивать порядок, но в реальности с отсутствующим видом наблюдающих игру и отчаянно скучающих.

Напротив них спартаковские фанаты разложили огромное полотнище, которое гласило следующее: 'Наше время пришло. . .' Неужели? Потратив на покупку новых игроков примерно 20 миллионов долларов за последние 12 месяцев, 'Спартак' по-прежнему корчится в агонии, как, впрочем, и весь столичный футбол. В среднем на игру ведущих российских команд, занимающих первые шесть мест в турнирной таблице, приходит посмотреть чуть больше семи тысяч любителей футбола. Даже такая заурядная английская команда как 'Суонси Сити', стоящая на одну ступеньку выше полупрофессионального уровня, собирает больше болельщиков на свои матчи.

'Я нисколько не удивлен, - признается Шалимов, в свое время поигравший в составе таких грандов итальянского футбола как 'Интер' и 'Болонья'. - За исключением стадиона 'Локомотив' наши арены либо бесполезны и наводят скуку, как в случае с 'Лужниками', либо безвозвратно устарели и превращаются в хлам'.

Но так было не всегда. Владимир Радионов, генеральный секретарь Российской федерации футбола, вспоминает, как приблизительно 30 лет назад команды играли под гул забитых до отказа трибун. 'Где бы мы ни играли, каждую неделю на игру приходило как минимум 35 тысяч, - говорит он. - А сейчас что? Кот наплакал. Одни говорят, что это слишком дорого, когда получаешь всего-навсего 250 долларов в месяц. Да, в нынешней ситуации это действительно дорого. Но при этом мы умудрились напортачить и с телевизионными трансляциями. Люди могут смотреть в записи три или четыре игры российского первенства в неделю. Параллельно транслируются прямые трансляции матчей английского, испанского, итальянского и немецкого чемпионатов. Спрашивается, зачем тратить деньги и тащиться на стадион, когда гораздо дешевле и приятней посмотреть игру дома или в баре за кружкой пива? Нужно быть сумасшедшим, чтобы регулярно ходить на живой футбол'.

Господин Радионов еще помнит и те времена, когда сборная Советского Союза крушила всех на своем пути. 'У нас больше нет настоящих болельщиков, которые умели бы поддерживать свою команду, - считает он. - Знаете ли вы, что все самые дорогие места на мало-мальски значимые игры раскупаются моментально, в то время как дешевые билеты всегда можно найти в продаже? На футбол ходят только богатые, главным образом потому, что они хотят, чтобы их видели другие сильные мира сего. Для них это как соревнование. Вот какую 'игру' они ходят смотреть'.

Деньги, которые гигантские корпорации вроде 'Сибнефти', 'ЛУКОЙЛа' и 'Газпрома' регулярно вкладывают в российский футбол, идут на выплату зарплаты и трансферных отступных иностранным легионерам, при этом воспитанию интереса к игре у молодого поколения уделяется мизерная сумма. Вот почему гораздо чаще можно встретить футбольных фанатов, приезжающих на игру на 'Ламборджини' (я лично наблюдал такую картину в Москве), чем увидеть целые семьи болельщиков.

Одним из побочных эффектов 'ускоренного курса' российского капитализма и демонстративного потребления является, говоря футбольным языком, недостаток терпения. Зачем тратить миллионы на строительство футбольных школ для подростков, когда вместо этого можно купить парочку готовых футболистов? 'Я думаю, что мы все были просто шокированы тем, как быстро все изменилось, - говорит Шалимов. - Все эти инвесторы хотят немедленного успеха. Приобретая футбольный клуб для себя, они в последнюю очередь думают о сообществе болельщиков и в первую - о немедленных победах. Все имеет такой-то налет непостоянства, чего-то временного. В результате мы имеет тот футбол, который сами создали'.

Говоря так, Игорь Шалимов основывается в первую очередь на личном опыте. В прошлом году человек по имени Кирсан Илюмжинов попросил его стать тренером своего клуба 'Уралан', тренировочная база которого расположена в полуавтономной республике Калмыкия. Заигрывания с футболом этого 41-летнего президента Калмыкии, занявшего такой высокий пост еще в 1993 г., продлились всего один сезон, по результатам которого Шалимов вместе со своей командой лишился места в премьер-лиге. В этом году в гостевых матчах 'Уралан' несколько раз был вынужден подавать заявку лишь на восемь запасных игроков (минимально возможный предел), так как у команды просто не было денег на покупку билетов для всей команды. 'В прошлом году мы были командой уровня премьер-лиги, - говорит Шалимов. - Они [владельцы команды] спустились ниже всего лишь на одну ступень и уже потеряли всякий интерес к футболу. Вы все еще думаете, что Россия может достичь уровня 'Серии А' или 'Ла Лиги'?'

Любовь к быстрому успеху породила еще одно явление, суть которого лучше всего выражена в популярном анекдоте, который москвичи рассказывают сегодня друг другу. . .

'Менеджер одного из ведущих российских футбольных клубов приходит к президенту и говорит:

- Господин президент, я знаю, кого нам необходимо купить, чтобы выиграть чемпионский титул. Нам нужен Рональдо!

- Рональдо? - переспрашивает президент. - Хорошо, сколько бы он ни стоил, я куплю его.

Через несколько дней президент клуба звонит менеджеру:

- Что за черт? Ты сказал мне купить Рональдо. Я проверил официальный список судей нашего чемпионата и не нашел никого по имени Рональдо!'

Эта шутка как нельзя лучше дополняет атмосферу врожденного цинизма, царящую сегодня в Москве. Считается, что все и вся в современном мире продается, все дело только в цене.

'В мое время такого не было, - говорит Владимир Радионов со вздохом, который, кажется, рождается из самой глубины его сердца. - Мы испытывали гордость за страну, мы были патриотами, играли из любви к нашему спорту и нашей стране. Теперь же все решают деньги. Они оказывают влияние на все. Даже на то, как мы должны решать проблему с посещаемостью матчей. Кто-то говорит, мол, подождите, пока разовьется российская экономика, пока люди станут более обеспеченными - они, дескать, тогда смогут позволить себе купить билет на стадион. Получается, что для того, чтобы люди ходили на футбол, нам нужно для начала разобраться с экономикой целой страны. Вот что говорят некоторые 'оптимисты'. . . И это Россия сегодня'.

Улучшение экономической ситуации, борьба с коррупцией, инвестиции в новое поколение молодых футболистов и восстановление чувства гордости за страну - все это, конечно, должно самым благоприятным образом отразиться на состоянии российского футбола. Однако существует одно препятствие, которое не так-то просто преодолеть, как может показаться на первый взгляд. Говоря простым языком, это сокращение численности российского населения.

Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 58 лет, ниже, чем в Бангладеш, и на шесть лет ниже того же показателя для 1965 г. После распада Советского Союза в 1991 г. численность населения в России превышала 149 миллионов человек. Согласно некоторым прогнозам, к 2050 г. россиян останется чуть больше половины от этого количества - 75 миллионов, разбросанных по территории самого большого в мире государства. Великий народ, справившийся с Наполеоном и Гитлером, может капитулировать перед такой тривиальной проблемой как падение уровня рождаемости.

По сравнению с ужасающими темпами сокращения численности населения, которые не сможет остановить целый легион Абрамовичей и Путиных, будущее российского футбола представляется весьма незначительной проблемой.

Ветеран

Франсишку Лима (Francisco Lima) - классический ветеран футбольных баталий, который прежде, чем присоединиться этим летом к московскому 'Локомотиву', вдоволь поиграл и у себя на родине - в Бразилии - и в таких странах как Турция, Швейцария и Италия.

'Мне уже 33 года, в 'Роме' мне не сделали стоящего предложения, 'Локо' же, напротив, хочет видеть меня в своем составе и готов платить за это кучу денег. Поэтому я здесь', - заявил ветеран. Лима будет зарабатывать 850 тысяч долларов США в год (без налогов), большая часть которых прямиком пойдет на его банковский счет. 'Это моя пенсия, - смеется вратарь. - Если я смогу помочь российскому футболу, это здорово. Они относятся ко мне с уважением и, как мне кажется, заслужили успеха. Я профессионал, и футбол - моя работа'.

Многообещающая суперзвезда

Фернандо Кавенаги (Fernando Cavenaghi) в этом году стал лучшим бомбардиром на 'Кубке Либертадорес' и последние три года забивал за свой клуб 'Ривер Плейт' в среднем по 18 голов за сезон. Его называли не иначе как наследником Габриэля Батистуты (Gabriel Batistuta) и прочили большое будущее на футбольных полях Испании и Италии.

Однако только московский 'Спартак' был в состоянии заплатить предлагаемую цену в девять миллионов долларов США, и молодое дарование присоединилось к своей новой команде в августе этого года. В 'Спартаке' заключенную сделку расценивают как переворот на мировом трансферном рынке - впервые российский футбольный клуб смог перебить предложения грандов европейского футбола.

Увы, пока что футбольный вундеркинд никак не проявил себя в России, отметившись лишь одним голом в семи встречах. 'Возможно, кому-то покажется странным, что я оказался здесь, но руководство 'Спартака' больше, чем кто-либо другой, хотело видеть меня в своем составе, к тому же этот опыт будет полезен для моей карьеры', - заявил Кавенаги, зарплата которого в российском клубе составит 1,5 миллиона долларов США в год.