Атомная электростанция "Мецамор" угрожающе маячит за спиной Эдуарда Кенясяна, который, ловко орудуя ножом, отрезал мне на пробу дольку от дыни, выращенной на собственном огороде.
"Не желаете радиоактивной дыньки?", - спрашивает он, и озорная улыбка играет на его губах. Прожив почти 30 лет в сейсмически опасном районе на юге Армении, рядом с АЭС еще чернобыльского поколения, он давно свыкся с мыслью о возможной ядерной катастрофе.
"Если что-то случится, пострадает вся страна, не только я", - равнодушно пожимает он плечами.
Однако большая часть Европы не согласна с таким шапкозакидательским подходом к этой проблеме. Руководство Европейского Союза делает все возможное для того, чтобы АЭС "Мецамор", расположенная всего в шестнадцати километрах от границы с Турцией, была закрыта в этом году. По его мнению, герметичный водяной ядерный реактор, построенный по советской технологии еще первого поколения, может не выдержать очередного мало-мальски серьезного землетрясения. Недавно представитель Евросоюза в Армении Алексис Лобер (Alexis Louber) вызвал скандал своим заявлением о том, что позволить электростанции и дальше работать это все равно, что "бегать вокруг потенциальной атомной бомбы".
АЭС "Мецамор", построенная в 1970 г., была временно закрыта в 1988 г. после сильнейшего землетрясения, достигшего в этом районе пяти баллов по шкале Рихтера и унесшего жизни как минимум 25 тысяч человек, проживавших на севере Армении. Несмотря ни на что, армянское правительство в 1995 г. запускает в эксплуатацию второй энергоблок, объясняя свое решение резким дефицитом электроэнергии в республике. По его словам, АЭС "Мецамор" должна проработать до 2016 г., а в перспективе - до 2031 г.
В результате озабоченность западных стран относительно состояния устаревшего советского оборудования столкнулась с решимостью армянских властей сохранить свою независимость и безопасность в энергетическом секторе. Помня о чернобыльской катастрофе, Евросоюз начал активную кампанию, направленную на закрытие десятков атомных электростанций, разбросанных по территории бывшего Советского Союза, и тревога западных политиков только усиливается по мере приближения ЕС к российской границе.
Несмотря на то, что АЭС "Мецамор" по сравнению с Чернобыльской АЭС использует совершенно другую, более безопасную технологию, на ее территории нет комплекса вторичной защиты, призванного предотвратить утечку радиоактивных материалов в случае аварии на одном из энергоблоков, считают европейские эксперты.
Более того, закрытие армяно-турецкой границы привело к тому, что ядерное топливо раз в год доставляется из России сначала в Ереван, откуда его везут в Мецамор на машинах по разбитой дороге.
"Если завтра случится землетрясение, спровоцирует ли оно ядерную катастрофу? Я не знаю, все зависит от силы землетрясения", - заявил исполняющий обязанности посла ЕС в Грузии и Армении Жак Вантомм (Jacques Vantomme).
"Позиция Евросоюза по этому вопросу такова: мы хотим, чтобы АЭС "Мецамор" была закрыта в самом ближайшем будущем. Этот тип атомных электростанций не соответствует европейским стандартам, при этом их модернизация невозможна из соображений рентабельности", - добавил он.
Руководство Евросоюза предложило финансовую помощь в размере 100 миллионов евро (70 миллионов фунтов стерлингов) для утилизации электростанции и разработки альтернативных источников электроэнергии, однако министр иностранных дел Армении Вартан Оксанян назвал эту сумму "грошами". АЭС "Мецамор" не только обеспечивает выработку 40% всей электроэнергии в Армении, но еще продает избыточную мощность в соседнюю Грузию. По мнению местных экспертов, на одну только утилизации электростанции потребуется более 270 миллионов фунтов стерлингов. Не обладая значимыми нефтегазовыми и водными ресурсами, а также не имея возможности использовать силу ветра, Армения лишена альтернативных источников электропитания.
Эта преимущественно христианская страна также не может положиться на импортные поставки электроэнергии, учитывая долгую историю враждебных отношений со своими исламскими соседями.
"Армения прекрасно осознает, что АЭС "Мецамор" должна прекратить свое существование, - заявил господин Оксанян. - Но давайте сначала убедимся, что у нас есть альтернативное решение, прежде чем примем решение о ее закрытии".
Дефицит электроэнергии в период с 1989 по 1995 гг. оставил глубокие шрамы в душах людей. Почти все армяне очень хорошо помнят, как им приходилось спать под несколькими одеялами, не снимая одежды, или просыпаться среди ночи, чтобы по максимуму воспользоваться электроэнергией, которую давали всего на час.
Лесное хозяйство Армении было практически уничтожено людьми, безжалостно вырубающими деревья, чтобы хоть как-то себя обогреть. "Я видел последствия энергетического кризиса своими глазами, - вспоминает директор АЭС "Мецамор" Гарик Маркосян. - В данный момент мы не можем говорить о немедленном закрытии электростанции".
По его словам, с момента повторного открытия электростанции на модернизацию системы безопасности было потрачено более 27 миллионов фунтов стерлингов. Последние три года в Мецаморе работают британские специалисты, делящиеся своим опытом с рабочим персоналом АЭС.
Первоначально предполагалось, что второй энергоблок, введенный в эксплуатацию в 1980 г., будет работать до 2010 г., однако ввиду простоя электростанции в течение шести лет срок эксплуатации был продлен до 2016 г.. Исследования российских ученых, проводимые на реакторах похожего типа, свидетельствуют о том, что в теории АЭС "Мецамор" может функционировать вплоть до 2031 г..
"Будучи инженером, я не стал бы отметать такую возможность", - заявил господин Маркосян. Для него, как и для любого другого жителя Армении, единственным приемлемым выходом из тупиковой ситуации может стать только строительство новой атомной электростанции. В Евросоюзе пока не очень-то хотят расставаться с деньгами, тем не менее признавая, что без Советского Союза Армения не потянула бы расходы, связанные с модернизацией и последующей утилизацией электростанции.
"Нам нужна электростанция, - подытожил Эдуард Кенясян. - Нравится вам это или нет, но мы не можем жить без нее".