Иран заявил в воскресенье 14 ноября, что согласен отложить любые работы по обогащению урана, в соответствии с достигнутым на переговорах 5-го и 6-го ноября в Париже компромиссом. На переговорах, в которых принимали участие Франция, Германия и Великобритания, несколько пунктов остались за скобками и требуют уточнений. Полное замораживание деятельности, связанной с обогащением, стало мерой доверия, предваряющей долгосрочный договор с Европейским Союзом, который предлагает Тегерану помощь в разработке программы использования мирного атома, что позволит ему в ближайшем будущем избежать возможных санкций Совета Безопасности ООН, несмотря на давление Вашингтона на своих союзников по этому вопросу.
Глава иранской делегации на переговорах Хассан Рохани вручил в воскресенье вечером письменный ответ своей страны послам европейской 'тройки'. В то же самое время Иран направил в Вену, в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), отвечающее за выполнение пунктов договора о нераспространении ядерного оружия, письмо с тем, чтобы пригласить его на месте проверить соблюдение взятых на себя обязательств. 'Техническая сторона потребует всего несколько дней', уточняют в Агентстве, которое дважды опоздало в конце прошедшей недели с публикацией своего седьмого отчета по Ирану в надежде суметь еще включить в него договор с европейцами. Это влияет на основу договора, который подводит итог двухлетнего расследования по поводу амбициозной ядерной программы, целые пласты которой исламистский режим почти двадцать лет держал под секретом. Совет управляющих Агентства после 25 ноября выскажет свое мнение о возможности выхода договора на высшую инстанцию ООН.
В принципе, МАГАТЭ должно разослать текст договора 35 управляющим не позднее, чем за две недели до их собрания, поэтому понедельник - это крайний срок для того, чтобы были соблюдены все требуемые лимиты времени.
Изворотливые переговорщики
Однако, несмотря на оптимистические заявления иранской стороны, в понедельник утром между Тегераном и европейской 'тройкой' были выяснены еще не все пункты, и текст парижского соглашения стал предметом последних уточнений. 'Мы уже очень близки к окончательному соглашению, но есть еще двусмысленности', сообщает европейский источник, близкий к этим 'очень деликатным' переговорам, потому что компромисс считался бы достижимым только в том случае, если бы он устраивал Соединенные Штаты.
По мнению 'тройки', Тегеран должен взять на себя обязательство действительно заморозить любую деятельность, связанную с обогащением урана, поскольку она считается путем доступа к ядерному оружию. Это включает в себя не только сборку реакторов, но также и производство ядерного топлива, в частности, превращение в газообразное состояние (шестивалентное фтористое соединение или UF6) концентрата минерала - 'yellow cake'.
Изворотливые переговорщики, когтями и зубами цепляющиеся за свое право (до сих пор полностью признаваемое Договором о нераспространении ядерного оружия) освоить весь ядерный цикл, иранцы в течение месяца пытаются найти выход. Например, Тегеран хотел бы продолжить расщеплять минерал до стадии UF4, трехвалентного соединения урана. Или он настаивает на том, чтобы запрещение на эту деятельность было ограничено максимум шестимесячным сроком.
Парламент Ирана, в котором сегодня преобладают консерваторы, дошел до того, что принял закон, гарантирующий неотъемлемое право на обогащение урана, в то время как руководители Исламской республики все чаще и чаще заявляют о своей непримиримости. 'Если западные страны готовы разговаривать с позиции силы и угроз, мы выйдем из договора о нераспространении и будем осуществлять свою ядерную программу под землей', не побоялся заявить один из участников переговоров с иранской стороны Сирус Насери.
Европейцы остались непреклонны и выражают надежду, что Иран в конце концов окончательно откажется от желания обогащать уран. Если Парижский договор будет утвержден, он станет значительной победой европейской 'тройки', которая в течение трех лет отдавала предпочтение дипломатическому и многостороннему решению иранского ядерного вопроса, в то время как администрация президента Буша всеми силами пыталась вытащить страну, которую она 'насадила' на 'ось зла', на Совет безопасности. Вашингтон, который не устает обвинять Иран в том, что он способствует нестабильности в Ираке, вновь окажется далеко в стороне от МАГАТЭ.