Колина Пауэлла (Colin Powell) любят за то, что его любят, точно так же, как некоторые голливудские звезды известны благодаря своей известности. Он является харизматичной фигурой с прекрасной биографией, и американцы любых убеждений смогут спроецировать на него свои взгляды. Поэтому сделанное в понедельник заявление о том, что Пауэлл покидает пост государственного секретаря, положит конец одной из любимых тем разговоров либералов на званых обедах: будет ли лучше славному Колину Пауэллу принципиально уволиться, или же продолжать вести войну против ястребиной клики Чейни-Рамсфелда-Райс изнутри администрации.
Высокопоставленные чиновники говорят, что место Пауэлла займет советник президента по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice). Мы не в восторге от послужного списка Райс в Белом доме, однако не подвергается сомнению тот факт, что она близка к президенту и является архитектором внешней политики администрации. Так как никому не принесет пользы, если на посту госсекретаря продолжит оставаться человек, не пользующийся полным доверием президента, и чье мнение не совпадает с мнением администрации, Райс кажется хорошим выбором на эту должность.
Служба Пауэлла в Государственном департаменте была менее героической, чем зачастую считается. Он мог бы добиться большего, покинув пост после одного из многочисленных поражений, однако вместо этого он пытался оставаться лояльным, одновременно с этим вызывая слухи о том, что он часто не согласен с наиболее экстремальными идеями президента. И все же он заслуживает благодарности за помощь в предотвращении войны между Индией и Пакистаном, за привлечение внимания всех крупнейших восточно-азиатских государств к угрозе, представляемой ядерной программой Северной Кореи и за то, что он заставил администрацию Буша (Bush) по крайней мере попытаться получить поддержку ООН в войне против Ирака. Последним пятном на его репутации стало представление в Совете Безопасности ООН сфальсифицированных сведений о том, что Ирак владеет оружием массового поражения.
В целом, его позиции по таким вопросам, как, например, следует ли Соединенным Штатам действовать в одностороннем порядке, являются более умеренными по сравнению со взглядами других представителей команды Буша, отвечающих за национальную безопасность. Однако Пауэлл, возможно, демонстрировал меньше несогласия с общим направлением политики Буша, чем этого хотели бы его либеральные поклонники.
Одним из самых любопытных моментов карьеры Пауэлла является тот факт, что он не стал баллотироваться в президенты, несмотря на чувство долга и его огромную харизму. Джордж Буш, возможно, не был бы президентом, если бы Пауэлл принял участие в президентской кампании в 2000 году. Его нежелание сделать это уходит корнями в то же самое стремление избежать риска, которое лежит в основе знаменитой Доктрины Пауэлла, заключающейся в том, что государство никогда не должно втягиваться в конфликт, если оно не обладает подавляющим преимуществом и не уверено полностью в успехе.
Стремление к уклонению от риска негативно отражалось на его позициях в некоторых важнейших политических дебатах в начале его карьеры. Будучи председателем комитета начальников штабов, он выступал против войны в Персидском заливе, однако получил взбучку от тогдашнего министра обороны Дика Чейни, который сказал ему, чтобы он держал свои политические взгляды при себе. Во время правления Клинтона (Clinton) Пауэлл снова выступил с подобными заявлениями, принижая значение призывов к срочному вмешательству для прекращения этнических столкновений на Балканах.
Пауэлл вряд ли был первым руководителем Государственного департамента, имевшим разногласия с собственной администрацией. В этом есть что-то вроде традиции, уходящей корнями к первому человеку, занимавшему эту должность, Томасу Джефферсону (Thomas Jefferson). И, как и в случае с Джефферсоном, неэффективная деятельность Пауэлла в Госдепартаменте скорее всего не станет препятствием для будущих возможностей, хотя он будет заслуживать любви только в том случае, если с настоящего времени он будет открыто говорить о тех моментах, в которых он не согласен с политикой администрации.