17 ноября 2004 года. Сокрушив сопротивление в Эль-Фаллудже, президент Буш-младший (George W. Bush) теперь пытается сделать то же самое в Государственном департаменте и в Центральном разведывательном управлении (ЦРУ) США.
Колин Пауэлл (Colin Powell), возможно, "подал в отставку", но не обманывайтесь: Белому дому он был не нужен. В собственном заявлении г-на Пауэлла сказано, что он и г-н Буш-младший "пришли к взаимному согласию, что мне в данный момент следует уйти".
Реальным победителем в этом соревновании на арене внешней политики стал Дик Чейни (Dick Cheney). Один из его бывших помощников, Стефен Хадли (Stephen Hadley), отныне становится советником президента США по национальной безопасности, а Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), которую г-н Чейни столько раз одолевал в первый срок президентства г-на Буша-младшего, будет покорной на посту руководителя Государственного департамента.
Как отмечено в недавно изданной в Великобритании биографии Тони Блэра (Tony Blair), г-н Пауэлл, беседуя с министром иностранных дел Великобритании Джеком Стро (Jack Straw), в порыве возмущения однажды назвал г-на Чейни, Джека Стро и Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) "сумасшедшими". У г-на Пауэлла были на то основания, однако они теперь смеются последними.
Центральным для второго президентского срока г-на Буша-младшего является следующий вопрос: Оттеснит ли он в сторону своих сторонников из числа правых христиан, поскольку он больше в них не нуждается, и не попытается ли он закрепить свое наследие с помощью умеренной политики, которая, быть может, объединит страну? Или теперь, когда ему не приходится тревожиться о своем переизбрании, он станет проводить политику революционных перемен в интересах правых? Мне представляется, что появляется все больше свидетельств в пользу последнего.
Многие либералы все еще обозлены на г-на Пауэлла за то, что тот, выступая в Организации Объединенных Наций (ООН), ввел весь мир в заблуждение относительно иракского оружия массового поражения (ОМП). Что же, это правильно. Но подождите 6 месяцев, и они станут лихорадочно желать, чтобы он вернулся. Реалия в том, что г-н Пауэлл был голосом разума во внешнеполитических дискуссиях, начиная с Пакистана и кончая Венесуэлой. Без него внешние сношения были бы еще более катастрофическими.
Что касается Северной Кореи, Ирака и Европы, г-н Пауэлл уподоблялся цирковому служителю, который сопровождает на арене слонов и подбирает за ними навоз. Однако же его более полезной ролью в администрации США была не разумная дипломатия. Это была его готовность выражать несогласие, предлагать иную точку зрения. Он сопротивлялся нажиму.
Кондолиза Райс умна, трудолюбива и честна, но что касается сопротивления нажиму, она в этом замечена не была. А именно это и нужно г-ну Бушу-младшему - кто-нибудь помимо Лауры (Laura), кто бы предостерегал его, когда он собирается сделать какую-нибудь глупость.
Ему нужно много таких личностей в разведывательном сообществе, главной задачей которого является не столько воровство секретов за рубежом, сколько сопротивление политическому давлению у себя дома и выдача нежеланных анализов. А это станет куда менее вероятным теперь, когда в оперативном управлении ЦРУ по коридорам катятся головы.
Заменять г-на Пауэлла, политического выдвиженца, это честно, но ведь шпионы, которых выгоняют из Лэнгли, являются профессионалами. Лучшим активом разведывательного сообщества являются не те, кто на нас шпионит в иностранных столицах, но тысячи американцев в ЦРУ, Разведывательном управлении министерства обороны (РУМО), Агентстве национальной безопасности (АНБ) и в остальных разведывательных службах. Их моральный дух - уже и без того низкий - упадет еще ниже, вместе с их эффективностью.
Так чего же нам ожидать от второго срока Буша-младшего?
Усиление давления на Северную Корею. "Ястребы" проявляют нетерпение по поводу того, что им представляется заигрыванием с Северной Кореей, и если только вскоре не будет прогресса, возрастет давление в пользу более жесткого курса и применения санкций.
Продолжение политики поддержки Ариэля Шарона (Ariel Sharon). С уходом г-на Пауэлла в администрации не остается никого, кто бы подталкивал г-на Буша-младшего к более сбалансированной политике. Тони Блэр попытается, но он слишком далеко.
Столкновение с Ираном. Когда распадется недавно заключенное между Ираном и Европой соглашение относительно замораживания его ядерной программы, Соединенные Штаты возобновят свое давление в пользу смены режима в Иране (по иронии судьбы, именно давление в пользу смены режимов в Иране и на Кубе позволяет этим режимам оставаться во власти). Затем Соединенные Штаты начнут обсуждать, следует ли им закрыть глаза на то, что Израиль наносит авиационные удары по иранским ядерным объектам.
Колебания в вопросе Дарфура. Г-н Пауэлл посетил Дарфур и по возвращении объявил, что там имеет место геноцид. Он потихоньку требовал, чтобы администрация США что-то предприняла в этой связи. Жаль, что он не сделал гораздо большего, но, для сравнения, Белый дом проявляет полную апатию.
Лакмусовой бумажкой для перспектив внешней политики явится то, будет ли Джон Болтон (John Bolton), умеренный хищник среди "голубей" в Государственном департаменте, назначен на должность помощника государственного секретаря. Для либералов, которые размышляют над вопросом, а не смыться ли им в Новую Зеландию, это станет сигналом, чтобы направиться в аэропорт.