Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реальная цена мира на Ближнем Востоке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сначала мы говорили им: 'мы вам землю, вы нам мир'. Затем, во второй половине 90-x годов и частично в результате прихода неоконсерваторов, позиции которых в правительстве Буша сейчас очень сильны, в массы начали проталкивать идею 'если вы нам мир, то и мы вам мир'. Но, если верить тому, что сказали президент Джордж Буш и премьер-министр Тони Блэр после последней встречи на высшем уровне в Вашингтоне, палестинцам теперь говорят, что за то, чтобы получить мир, им придется принять демократию

Сначала мы говорили им: 'мы вам землю, вы нам мир'. Затем, во второй половине 90-x годов и частично в результате прихода неоконсерваторов, позиции которых в правительстве Буша сейчас очень сильны, в массы начали проталкивать идею 'если вы нам мир, то и мы вам мир'. Но, если верить тому, что сказали президент Джордж Буш и премьер-министр Тони Блэр после последней встречи на высшем уровне в Вашингтоне, палестинцам теперь говорят, что за то, чтобы получить мир, им придется принять демократию.

То, что американские и европейские лидеры не перестают помнить о первоочередной важности разрешения палестино-израильского конфликта как главного конфликта на Ближнем Востоке, очень хорошо и совершенно необходимо для достижения успеха. Также чрезвычайно важно, чтобы теперь, когда уже нет Арафата, палестинцы не упустили возможность вдохнуть новую жизнь в свое общество и государственные институты путем выборов. Но говорить о том, что ключевым элементом гармоничного разрешения этого конфликта и улучшения ситуации в регионе в целом является демократия, и при этом не учитывать коренные причины противостояния совершенно бессмысленно.

После встречи Буш и Блэр возложили на плечи палестинцев всю ответственность за их будущее, что в принципе соответствует политике Соединенных Штатов и Запада после переговоров в Кэмп-Дэвиде в 2000 году. Тогда ответственность за воплощение в жизнь их результатов была ошибочно возложена на Арафата и никого более.

Лидеры двух стран практически сказали палестинцам, что они смогут им помочь, если у тех придут к власти соответствующие личности. При этом крайне маловероятно, чтобы хоть кто-нибудь в Палестине им поверил. Как по этому поводу выразился Саэб Эракат (Saeb Erakat), возглавлявший палестинскую делегацию на переговорах, даже если бы народ Палестины избрал своим президентом мать Терезу, Израиль нашел бы способ связать ее с 'Аль-Каидой', а Соединенные Штаты, как и Великобритания, в конце концов поворчали бы - и согласились.

Однако уйти от того факта, что изначальный подход - 'земля в обмен на мир' - закреплен не где-нибудь, а в основных резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, невозможно. Таким образом, каждый квадратный метр земли, захваченной Израилем в результате войны 1967 года, считается оккупированным незаконно. Но в апреле господин Буш уже согласился с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном в том, что Израиль сможет оставить себе большинство - даже подавляющее большинство - еврейских поселений на оккупированном Западном берегу Иордана, и что около 4 миллионов палестинских беженцев так и не получат права вернуться обратно. Конечно, решение этих сложнейших вопросов неминуемо должно быть связано со взаимными уступками и компромиссами, особенно в том, что касается справедливого и одновременно реалистичного решения проблемы беженцев, но своими договоренностями президент Соединенных Штатов практически растоптал резолюции ООН, с молчаливого согласия своего британского союзника.

Вашингтон и Лондон должны снова утвердить свою приверженность принципу справедливого разделения Святой Земли между израильтянами и палестинцами, особенно если они действительно хотят способствовать появлению в Палестине демократического руководства. Также им и самим необходимо выглядеть более демократически.

Уже не меньше века в этом взрывоопасном регионе и Соединенные Штаты, и Великобритания, и другие страны, например, Франция, не прекращали отказываться от построения демократии, так как всегда появлялись деспотические режимы, которые, как они (большей частью ошибочно) полагали, могут обеспечить стабильность - вкупе с дешевой нефтью и местами для военных баз. Нельзя исключать, что это и стало главной причиной распространения экстремизма во всем исламском мире. В этом смысле изменение направления политического вектора на демократию должно было произойти. Надо только, чтобы этому верили.