Нефтяные доходы позволяют улучшить финансовое положение страны, но структурные реформы в экономике буксуют
МОСКВА - Если некоторые страны-экспортеры нефти - например Венесуэла - легкомысленно 'проматывают' дополнительные средства, полученные за счет взрывного роста цен на нефть, то Россия - чье финансовое положение долго оставляло желать лучшего - при президенте Владимире Путине превратилась в образец финансовой дисциплины.
Страна не тратит получаемые нефтедоллары, а откладывает их. Ее золотовалютные резервы достигли рекордной величины - 112,8 миллиардов долларов (87,15 миллиардов евро). Пятый год подряд федеральный бюджет сводится с профицитом. Объем стабилизационного фонда, созданного в этом году в качестве экономической 'подушки безопасности' на случай резкого падения нефтяных цен, увеличивается быстрее, чем ожидалось, и к концу года должен достичь 19 миллиардов долларов. По словам официальных лиц, образовавшиеся излишки пойдут на выплату внешних долгов России: эти намерения удостоились хвалебных отзывов со стороны ряда организаций, в том числе Международного валютного фонда.
По словам Виллема Бюйтера (Willem Buiter), главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития, Россия продемонстрировала 'похвальную сдержанность' по отношению к своим нефтяным доходам. Если нынешняя тенденция сохранится, отмечает он, 'Россия станет первой страной в своей категории, сумевшей разумно распорядиться своими природными ресурсами'.
Однако, обеспечивая прочность государственных финансов, Кремль, по словам критически настроенных наблюдателей, вероятно, поддался 'убаюкивающему' воздействию высоких нефтяных доходов, и снизил темп осуществления структурных реформ, призванных поддержать мощный экономический рост в стране, на котором главным образом и основывается нынешняя популярность Путина: именно эти реформы, как считалось, должны были стать главной задачей в ходе его второго президентского срока.
Г-н Путин поставил своей целью удвоить валовой внутренний продукт России за ближайшие 10 лет. Однако, по словам аналитиков, без серьезных мер по модернизации экономики выполнить эту задачу невозможно. По их словам, российские власти должны наконец приступить к осуществлению давно обещанных, но постоянно откладываемых шагов, таких как отказ от государственного вмешательства в дела частного бизнеса, либерализация деятельности крупных энергетических монополий ОАО 'Газпром' и РАО ЕЭС, а также укрепление чрезвычайно слабого банковского сектора страны. Судебная система также все еще подвержена коррупции и манипулированию - об этом свидетельствует преследование нефтяного гиганта 'ОАО ЮКОС', изнемогающего под бременем вменяемых ему налоговых недоимок на сумму в 17,5 миллиардов долларов.
Отсутствие структурных реформ - главная причина, по которой рейтинговые агентства вроде 'Fitch' и 'Standard & Poor's Corp.', несмотря на идиллическую макроэкономическую ситуацию в России, не торопятся переводить ее в 'инвестиционную' категорию с точки зрения суверенного кредитного рейтинга. Кроме того, несмотря на рекордно высокие нефтяные цены, темпы экономического роста в стране в этом году замедлились.
Когда в этом году г-н Путин неожиданно отправил правительство в отставку и назначил новую команду, он сопровождал этот шаг обещанием ускорить реформы. Однако последовавшая за этим перестройка госаппарата на несколько месяцев парализовала деятельность правительства, и осуществление большинства инициатив по модернизации экономики было приостановлено.
'Мы утратили ускорение, - говорит Аркадий Дворкович, видный либерал и один из главных экономических советников г-на Путина. - Бюрократия берет реванш'.
Улучшению ситуации не способствует и неясность с тем, в каком направлении намерено двигаться правительство. Осторожный технократ Михаил Фрадков, назначенный в марте на пост премьер-министра, заявляет, что государство должно играть более активную роль в экономике. Однако из-за полного отсутствия крупных инициатив в области экономической политики большинство наблюдателей не могут сказать ничего конкретного о его подлинных намерениях. В то же время, непрекращающееся давление на 'ЮКОС' - и опасения, что оно знаменует собой начало 'генерального наступления' против компаний, принадлежащих магнатам, сколотившим состояния в 1990е гг. - лишает деловые круги уверенности в завтрашнем дне.
'Когда новое правительство было сформировано, от него ожидали многого, и тем не менее ничего не происходит, - говорит Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционного банка 'Тройка Диалог'. - Похоже, никакой экономической политики у него просто нет'.
Экономисты опасаются, что г-н Путин Путин может упустить чрезвычайно благоприятный момент для реформирования экономики, связанный с высокими нефтяными доходами.
Встретившись вчера с ведущими бизнесменами [речь идет об участии Путина в съезде РСПП - прим. перев.], президент пообещал ускорить осуществление мер по либерализации экономики и попытался развеять опасения о том, что преследование 'ЮКОСа' - лишь начало более масштабной кампании. По словам г-на Путина, государство должно гарантировать незыблемость итогов приватизации 1990х гг. и защищать права частной собственности. 'Добросовестные' компании, отметил он, могут не опасаться налоговых расследований, подобных тому, что поставило 'ЮКОС' на грань банкротства.
Однако в ходе того же форума 'капитаны' бизнеса высказали немало критических замечаний в связи с очевидной нерасторопностью правительства. Аркадий Вольский, президент влиятельной лоббистской организации - Российского союза промышленников и предпринимателей - заявил, что в отсутствие масштабной модернизации нынешний экономический бум продлится максимум еще 10 лет, и охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию как 'либеральный застой' - а ведь обычно словом 'застой' называют последние годы существования СССР при Леониде Брежневе.
Проявлением неопределенности в области экономического курса стала и дискуссия в правительстве о том, на какие цели следует расходовать стабилизационный фонд. По российскому законодательству к этим средствам нельзя прикасаться, пока их объем не достигнет 500 миллиардов рублей (13,5 миллиардов евро или 17, 49 миллиардов долларов). Однако в условиях беспрецедентных нефтяных доходов размеры фонда очень скоро превысят эту цифру. В результате от различных министерств потоком потекли предложения о вложении будущих излишков в масштабные инфраструктурные проекты вроде строительства новых дорог, трубопроводов и аэропортов.
Г-н Путин, судя по всему, намерен положить конец подобным планам. Он заявил ведущим бизнесменам, что инфляция, которая возникнет в результате увеличения государственных расходов за счет дополнительных средств, способна 'погубить саму российскую экономику'.
'Истиной является то, что мы с вами можем тратить столько, сколько заработаем', - отметил он. Как ожидается, инфляция в этом году должна превысить установленную правительством планку в 10%.
В то же время, правительство бросило 'кость' будущим 'транжирам': оно намерено повысить базовую цену на нефть, свыше которой все налоговые поступления перечисляются в Стабилизационный фонд, с нынешних 20 долларов до 21 или 21,5, в результате чего больше нефтяных доходов попадет в бюджет [а не в Фонд - прим. перев.]. Социальные расходы в будущем году также планируется увеличить.
Хотя большинство экономистов согласны с тем, что правительство сумело неплохо распорядиться потоком нефтедолларов, некоторые из них считают, что более низкая цена на нефть создала бы больше стимулов для реформирования экономики. 'Надеюсь, что нефтяные цены снизятся, - говорит г-н Бюйтер из Европейского банка реконструкции и развития. - Это сделает реформы насущной необходимостью'.
----------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Высокие рейтинговые оценки не могут скрыть нарастающих проблем в России ("The Financial Times", Великобритания)