То, что Австралии недостает разведывательной информации для противостояния террористическим угрозам после 11 сентября 2001 года, вряд ли может вызвать удивление.
Во всем мире обычно воздерживаются от инвестиций в мастерство до критического момента, когда общественности может показаться, что уже поздно.
Как было показано в серии опубликованных в "Геральд" статей "Новые шпионские войны", война с терроризмом увеличила и радикально изменила требования к нашим шпионам, на разведывательные органы пролился финансовый ливень, и они получили новые полномочия и расширили свою роль. Бремя переориентации легло преимущественно на занимающиеся сбором данных органы - Австралийскую организацию разведки и безопасности (АОРБ), Австралийское секретное разведывательное управление (АСРУ) и Директорат оборонных сигналов, пытающиеся следить за террористами за рубежом.
Переход от забот холодной войны к "заднему двору" потребовал столь быстрого расширения, что разведывательные органы поспевают за этим с трудом. Их преследует недостаток тех, кто имеет необходимые навыки и опыт, тогда как на общественном уровне широко распространена озабоченность тем, что австралийцы зашли слишком далеко в отказе от личной свободы. А посему для правительства чрезвычайно важно обеспечить, чтобы усиление антитеррористических мер было эффективно. Одним из способов добиться этого является установление контрольных точек, показывающих, что органы эффективно справляются со своими новыми ролями.
Конечно, деятельность разведывательных органов часто является столь секретной, что суждения об эффективности часто основываются скорее на неудачах, чем на успехах: оплошности с правильным пониманием угрозы со стороны "Джемаа исламия" до взрывов на Бали, неспособности критически оценить случай с оружием массового уничтожения в Ираке и недоразумением с телефонным звонком 2000-го года недавно осужденного террориста Джека Роше, в котором он говорил, что встречался с Усамой Бен Ладеном.
Памятуя об этом, одним из крупнейших вызовов с начала войны с терроризмом является активизация АСРУ. Лишенное многих полномочий после срыва учений 1983 года в мельбурнском отеле "Шератон", в этом году АСРУ получило разрешение вновь носить оружие и более тесно сотрудничать с другими органами, прежде всего, американскими, которые применяют силу. Министр иностранных дел Александер Даунер сказал, что правительство не поддерживает "целенаправленные убийства", однако измененное законодательство позволяет АСРУ помогать другим организациям в применении насильственных мер. Теперь мы услышали допущение генеральным инспектором по разведке и безопасности Ианом Кэмелллом, что на АСРУ возложены обязанности как разведывательной, так и "подрывной" деятельности. Существуют ли ясные инструкции, которые не позволят АСРУ скатиться к полувоенной роли? Если да, то правительству Австралии следовало бы выступить и ясно сформулировать новую роль АСРУ.
Никто не станет спорить с тем, что новые угрозы требуют новых и новаторских методов противодействия им, но мы должны знать, где наши органы проводят границу. Американцам понадобилось 11 сентября, чтобы пробудиться к нарождавшейся на протяжении лет реальности. Те, кто принимает решения, справедливо обеспокоены тем, что трата необходимых для противостояния террористическим угрозам миллионов может оказаться бесполезной, если те будут израсходованы свыше того, что они рассматривают как абсолютную необходимость. Австралии, например, понадобился второй переворот на Фиджи, чтобы понять, что мы знаем о тихоокеанских задворках не так много, как думали. Это происходит на любых уровнях и по всем вопросам.