Номер от 22 ноября 2004 года. Стремясь заполнить вакуум, который образовался после ликвидации парламентских фракций либеральных партий России в результате выборов 2004 года, одна популярная неправительственная организация объявила о том, что создает свою политическую партию. Эта организация, Комитет солдатских матерей, была создана в 1989 году для того, чтобы бороться против грубого насилия над личностью в Вооруженных Силах, и впоследствии превратилась в громкоголосое лобби против войны в Чечне. Ее организаторы пока воздерживаются от того, чтобы открыто называть себя оппозиционной партией. Но почти нет сомнений, что неоперившаяся Единая народная партия солдатских матерей станет таковой.
То есть, если ей позволят. Президент Владимир Путин не сидит сложа руки. На прошлой неделе союзники Кремля в парламенте предложили законопроект, который требует от любой желающей официально зарегистрироваться новой партии завербовать не менее 50000 членов (а также открыть филиалы в половине из 89 субъектов Российской Федерации). Пока не принят данный закон, в качестве минимального предела численности партийных рядов установлена гораздо меньшая цифра в 10000 членов.
Итак, гонка продолжается. Сумеет ли партия солдатских матерей набрать достаточное количество подписей, требующееся по закону, который, как ожидается, будет принят в следующем месяце? В России следующие выборы в парламент состоятся не ранее 2007 года. Но задолго до этой даты новая партия должна быть зарегистрирована, чтобы начать вербовать своих сторонников - главным образом, как опасается Кремль, среди назревающей оппозиции войне. Учитывая особую восприимчивость Путина на этот счет, не удивительно, что он пытается раздавить в зародыше новую партию, пока она не набрала силу. Если партия солдатских матерей его опередит, появится слабая надежда для российской демократии. Но если нет, то это будет всего лишь очередной шаг к тому, что политический консультант Марат Гульман называет "концом политики" в путинской "управляемой демократии".