Мэттью Гудман является вице-президентом консалтинговой фирмы "Stonebridge International" со штаб-квартирой в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия; до этого (2002-2004 гг.) он был в бушевском Белом доме директором по экономическим делам Азии
19 ноября 2004 года. Не прошло и 3 недель с того момента, когда Джордж Буш-младший (George W. Bush) получил свой новый мандат, как ему и его новой внешнеполитической команде предоставляется шанс начать формулировать свои приоритеты на второй срок, когда в конце текущей недели президент США встречается с 20 другими мировыми лидерами на ежегодном саммите Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сантьяго, Чили.
Множество насущных региональных забот - Северная Корея, терроризм, трения по вопросам торговли и валюты - потребует внимания г-на Буша-младшего, но этот саммит также дает возможность заново подтвердить лидирующую роль Америки в Азии.
Азиатская политика является одним из сравнительно немногих внешнеполитических успехов первого срока г-на Буша-младшего. Администрация США установила конструктивные отношения с Китаем, укрепив в то же время свои связи с Японией, в результате чего наступил редкий период, в течение которого Вашингтону удается поддерживать добрые отношения с обеими региональными державами. Белый дом также предпринимал меры по укреплению альянсов и усилению экономического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии.
Северная Корея - единственная страна региона, где администрация США, как утверждают, усугубила и без того непростую ситуацию, с самого начала проявив враждебность и отказавшись от прямых переговоров по северокорейской программе создания ядерного оружия. Однако Белый дом все же разработал креативную многостороннюю основу для диалога в Юго-Восточной Азии, которая может иметь долговременную институционную важность. В более длительной перспективе г-н Буш-младший столкнется также с другими важными вызовами в Азии. Азиатские лидеры в общем поддерживают политику США в вопросах терроризма и Ирака, однако им становится все труднее защищать поступки США перед лицом растущей враждебности населения, особенно в странах с мусульманским большинством, таких, как Индонезия и Малайзия. Парадоксально, но эта враждебность сочетается с тревогой по поводу возможного устранения Соединенных Штатов от участия в делах Азии в период, когда Китай, как кажется, неумолимо движется к региональной гегемонии.
Азиатские страны в большинстве своем приветствуют те возможности, которые создает возвышение Китая, в особенности возможности, которые проистекают из его быстрого экономического роста. Пекин поощряет эти настроения, проводя в регионе "наступление очарования", предлагая торговые уступки, сотрудничая в региональных форумах и затушевывая территориальные споры.
Но соседи Китая не наивны. Как сказал в недавнем интервью для прессы Мухаммад Нурдин Сопайи (Muhammad Noordin Sopiee) из малайзийского Института стратегических и международных исследований, другие азиаты иногда видят за дружественными жестами Пекина "блеск стали". Это высвечивает как риск для США от уступки Китаю регионального лидерства, так и возможность для США укрепить свои позиции в регионе как "редута" против китайского господства.
В Сантьяго г-н Буш-младший может сделать три вещи, чтобы показать приверженность Америки делам Азии. Первое, он может влить новую энергию и придать фокус деятельности самой Организации АТЭС. При всех ее недостатках это единственный форум, в рамках которого президент США регулярно встречается со своими коллегами из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этот форум обыкновенно проходит без громких фанфар, но он делает полезную работу для облегчения региональной торговли, инвестиций и сотрудничества в таких важных областях, как здравоохранение, финансирование микропредприятий и безопасность. Однако после 15 лет повестка АТЭС стала слишком расплывчатой, а ее процедуры - слишком громоздкими. Президенту США следует предложить коренную реорганизацию АТЭС, чтобы сделать ее более отзывчивой к приоритетам лидеров в области процветания и безопасности региона.
Второе, президенту Бушу-младшему нужно сделать шаг навстречу своим коллегам из Юго-Восточной Азии, предложив им зону свободной торговли между США и важной группой стран на южной оконечности Китая. Поскольку Китай, Япония и Корея каждый ведут переговоры о собственной зоне свободной торговли с блоком стран Юго-Восточной Азии, США пора последовать их примеру. Стратегические выгоды от такой инициативы, которая укрепила бы связи США с регионом, могут оказаться даже больше, чем ее важность для экономической политики.
Наконец, во время двусторонней встречи со своим китайским коллегой г-ну Бушу-младшему следовало бы предложить новый экономический диалог на высоком уровне между двумя странами. Принимая во внимание растущую роль Китая в глобальной экономике, двум странам нужен постоянный форум на уровне кабинета министров под сопредседательством высших чиновников Белого дома и их китайских коллег для того, чтобы максимизировать масштаб двустороннего сотрудничества и минимизировать опасность трений.
У Белого дома из-за выборов было мало времени для подготовки насыщенной повестки нынешнего саммита АТЭС. Но те вызовы, которые представляет этот регион, от угрозы распространения ядерного оружия и до возвышения Китая, не станут дожидаться следующего года. Президенту и его новой команде нужно воспользоваться этой редкой встречей с азиатско-тихоокеанскими лидерами, чтобы снова подтвердить долгосрочную приверженность Америки этому жизненно важному региону.