Уважаемый редактор!
Андрей Илларионов, советник президента Российской Федерации, страшно ругает Киотский протокол, приравнивая "киотизм" к фашизму и коммунизму (см. "И дым Киото нам ни сладок, ни приятен:", "The Financial Times", 15 ноября). На самом же деле эмоции помешали господину Илларионову понять главный пункт, вокруг которого ведется дискуссия о глобальном потеплении.
Если в следующие сто лет выбросы углекислого газа останутся неконтролируемыми, это приведет к серьезному изменению климата, что будет означать серьезную угрозу дикой природе нашей планеты, которая и без того уже давно в опасности. Кроме того, постепенно из-за изменения климата будет растоплен ледяной покров, из-за чего поднимется уровень моря, и без того перегретые тропики нагреются еще больше, а часть лучших сельскохозяйственных земель засохнет. Поскольку климат Земли еще не вышел из своего естественного колебательного цикла, любые аргументы, основанные на том, куда направлена глобальная климатическая тенденция, можно оспаривать. Но сама физика говорит нам о том, что углекислый газ приводит к потеплению на планете.
Мои собственные исследования показывают, что за прошедшие тысячи лет Земля не раз демонстрировала, как сильно она может реагировать на малейшие толчки. А углекислый газ - это сильный толчок. Кроме того, я выяснил, что земной климат способен меняться сильно и резко. Это приводит меня к мысли, что сейчас, выбрасывая углекислый газ в атмосферу, мы на самом деле будим спящую собаку.
Я должен признать, что мое отношение к Киотскому протоколу неоднозначно. Конечно, проблему нельзя решить одним только ограничением потребления углеводородного топлива. Кроме этого, нужно заниматься выходом на альтернативные источники энергии и технологиями улавливания и утилизации углекислого газа, образующегося при сгорании топлива. Если мы будем дальновидны и предусмотрительны, то примерно к 2070 году должны стабилизировать содержание этого газа в атмосфере, иначе нас ждут непредсказуемые и, возможно, катастрофические последствия.
Уоллес С. Бреккер, преподаватель экологических дисциплин в Ньюберри, сотрудник обсерватории Lamont-Doherty Earth Observatory, Институт Земли Колумбийского университета, Нью-Йорк