Культурные слои населения России знают, какую демократию они хотят
Во время встречи в верхах стран Азиатско-Тихоокеанского региона президент Джордж Буш-младший попросил российского коллегу разъяснить ему свои планы внутриполитических реформ. Как стало известно из окружения американского президента, Буш выразил обеспокоенность в связи с централизацией власти в России. В ответ Путин дал очень пространное разъяснение логики политического и исторического развития в России. Он заявил, что намерен развивать демократическую систему, 'которая подходит к российской истории и ее уникальным проблемам как многонационального сообщества, проживающего на огромной территории'.
Если судить по тому, что известно от Путина и о Путине, это объяснение звучит весьма убедительно. Российский глава государства, видимо, глубоко убежден, что России в силу ее культуры, истории, размеров территории не подходит западная модель демократии. Народам, проживающим на пространстве между Санкт-Петербургом и Владивостоком нужна твердая рука, которая будет управлять ими, - такова давно известная истина, на которую президент опирается. Истина, конечно же, облаченная в соответствующие нынешнему времени слова.
Многие на Западе тоже придерживаются такого мнения. Но для многих, главным образом для молодежи, выступающей на постсоветском пространстве за подлинную демократию, - это горький опыт. И несостоятельность тезиса Путина обнаруживается именно теперь, в случае с Украиной. В этом историческом центре русской нации за немногие годы независимости появились ростки гражданского общества. В значительной степени это содействовало тому, что граждане Украины на президентских выборах, прошедших в воскресенье, выдвинули настоящую альтернативу существующей системе, несмотря на все попытки фальсификации их результатов. Культурные слои населения России тоже прекрасно знают, какую демократию они хотят.