ВОПРОС: Господин Президент, как известно, отношения между нашими странами идут по восходящей линии. Как Вы считаете, Ваш исторический визит в Бразилию поможет придать им новую динамику?
В.ПУТИН: Мне бы очень хотелось, чтобы так и произошло. Во-первых, это первый визит в истории наших отношений на высшем уровне, а во-вторых, мы наблюдаем, как Вы правильно отметили, позитивную динамику развития наших отношений.
Бразилия - одна из крупнейших латиноамериканских стран, крупнейшая, наверное, и что еще более важно - это страна с огромным потенциалом развития. У нас уже сейчас торговый оборот около двух миллиардов долларов, есть перспективы развития, расширения сотрудничества, улучшения его качества. Поэтому мы связываем с этим визитом серьезные надежды.
Накануне моей поездки должна состояться встреча представителей делового мира обоих государств. Растет наше взаимодействие на международной арене. Все это говорит о том, что у нас еще много неиспользованных возможностей.
ВОПРОС: Господин Президент, а какие конкретные цели Вы ставите перед визитом? В частности, будут ли обсуждаться вопросы о возможности закупок российских боевых самолетов марки 'Сухой' для перевооружения бразильских ВВС, а также о контракте на приобретение бразильской авиатехники для нужд 'Аэрофлота'? Пойдет ли речь о приостановке импорта бразильского мяса в Россию?
В.ПУТИН: Визиты на таком уровне, на высшем уровне, ставят перед собой гораздо более значимые цели, чем заключение конкретной, хотя и очень важной и большой сделки.
В 2004-2005 годах Бразилия будет работать в составе непостоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Оценка международных процессов, наши подходы к строительству современных и демократических международных отношений с Бразилией в значительной степени совпадают. В связи с этим могу сказать, что Бразилия для нас является важным партнером.
Надеюсь, что нам с Президентом Лулой удастся обменяться мнениями и по развитию ситуации в мире. Но, конечно, мы будем не в последнюю, а может быть, даже в первую очередь думать и решать проблемы развития экономического взаимодействия.
Я уже говорил о том, что должна произойти встреча представителей делового мира. В составе нашей делегации будет значительное число представителей Правительства Российской Федерации.
У нас есть хорошие перспективы в диверсификации наших отношений с упором на сотрудничество в высокотехнологичных отраслях, в том числе и в аэрокосмической сфере, в сфере энергетики, в том числе атомной.
Надеюсь, что нам удастся закрепить и первые наши позитивные шаги в области военно-технического сотрудничества.
Мы благодарны правительству Бразилии за то, что оно сочло возможным допустить наших производителей к участию в тендере на перевооружение бразильских военно-воздушных сил. И уверен, что если бразильские специалисты изучат возможности нашей авиационной техники, то у нас будут все шансы победить в этом тендере.
Все хорошо знают, что в России много интересных, перспективных военно-технических разработок (в военно-технической сфере). Мы готовы и на поставки соответствующей техники, и на совместную кооперацию с бразильскими специалистами в области производства вооружений. Эта область, как мы знаем, очень тесно связана вообще с высокими технологиями. В этом смысле мы рассчитываем и на более тесное сотрудничество между нашими научными сообществами.
Думаю, что нам удастся укрепить отношения и в традиционных областях, таких как, например, сельское хозяйство. Те ограничения в поставках животноводческой продукции, о которых Вы упомянули, связаны с заявлением бразильской стороны об обнаружении некоторых заболеваний у животных. Причем это такие виды заболеваний, которых в Европе давно уже не было. У нас даже вакцин против этих заболеваний нет.
Такие ограничения поставок животноводческой продукции распространяются только на мясные изделия, не проходящие термической обработки.
Наше с вами интервью пойдет в эфир, думаю, несколько позже, но уже завтра, насколько мне известно, наше Министерство сельского хозяйства примет решение открыть один из штатов Бразилии для поставок животноводческой продукции на российский рынок. Это штат Санта-Катарина. Во время подготовки моего визита в Бразилии будут работать специалисты различных министерств и ведомств, в том числе и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Не исключаю, что в ходе этих переговоров некоторые другие штаты Бразилии также могут быть открыты для поставок животноводческой продукции в Россию.
ВОПРОС: Господин Президент, выступает ли Россия в поддержку кандидатуры Бразилии на место постоянного члена в расширенном составе Совета Безопасности ООН?
В.ПУТИН: Совершенно очевидно, что никакой другой подобной универсальной организации, как ООН, у международного сообщества не существует.
Но в то же время, конечно, ООН должна отвечать современным требованиям, учитывать в своей деятельности реалии сегодняшнего мира. Поэтому мы выступаем за ее реформирование. Но эти процессы не должны приводить к разрушению самой организации. Не должны быть нарушены основные принципы функционирования ООН, не должны быть утрачены основные инструменты, которыми пользуется Организация в ходе своей работы.
Поэтому расширение состава Совета Безопасности - это не единственное направление реформирования. Здесь нужно говорить о расширении гуманитарных функций Организации Объединенных Наций, миротворческих усилий и так далее. Мы считаем, что Бразилия - один из реальных кандидатов в постоянные члены Совета Безопасности, хотя этот вопрос, безусловно, должен решаться в комплексе, имея в виду и все те составляющие, о которых я сказал выше.
ВОПРОС: У Бразилии возникали определенные сложности во взаимоотношениях с МАГАТЭ. А как Вы оцениваете перспективу сотрудничества между Россией и Бразилией в свете роли этой организации?
В.ПУТИН: Мы считаем, что Бразилия, так же как и любая другая страна, имеет право на развитие своих ядерных мирных программ. Мы категорические противники расширения клуба ядерных держав, которые обладают ядерным оружием. Расползание ядерного оружия по планете не улучшит ситуацию в мире с точки зрения безопасности, а, наоборот, будет дальше и дальше подталкивать человечество к опасной черте.
Поэтому мы полагаем, что было бы правильно, если бы Бразилия присоединилась к дополнительным протоколам МАГАТЭ. Но, повторяю, исходим из того, что Бразилия, конечно, имеет все права развивать свою ядерную мирную программу.
Более того, Россия готова сотрудничать с Бразилией в этом направлении во всех аспектах. У нас здесь хороший опыт, хорошие разработки, специалисты, поэтому это одна из интересных и перспективных линий сотрудничества.
ВОПРОС: Извините, что вновь возвращаюсь к этому вопросу, но будет ли подниматься тема ядерного сотрудничества в ходе Вашего визита в Бразилию?
В.ПУТИН: Да, это вполне возможно. Мы знаем, что в Бразилии на атомной электростанции вводится третий блок. Повторяю, у нас очень хорошие традиции энергетического машиностроения и много разработок в этой сфере. Мы могли бы здесь быть интересными партнерами друг для друга.
ВОПРОС: Как известно, в преддверии военной операции в Ираке ряд стран, такие как Россия, Германия, Франция и, может быть, в меньшей степени Китай, выступили против ее осуществления.
Сегодня, по прошествии полутора лет, как Вы оцениваете последствия того, что произошло в Ираке, а также перспективу урегулирования ситуации в этой стране в свете недавнего переизбрания Президента Дж.Буша на второй срок?
В.ПУТИН: Положение известно. Положение там сложное, несмотря на то что у разных стран был разный взгляд на пути урегулирования ситуации в Ираке. И, несмотря на сложность сегодняшнего положения, мы тем не менее исходим из необходимости сделать все для того, чтобы в Ираке как можно быстрее наступил мир, чтобы страна вернулась к мирному развитию, чтобы он стал демократической страной, дружественной нам страной, страной - партнером для России.
У нас с Ираком были всегда очень добрые отношения. Они имеют хорошие традиции. И мы со своей стороны готовы внести необходимую лепту в восстановление Ирака. Очень важно, чтобы там прошли демократические выборы в запланированные сроки. Мы, как вы знаете, выступали инициаторами проведения международной конференции по Ираку. И думаю, что предстоящая встреча министров иностранных дел в Шарм-эш-Шейхе - это шаг в правильном направлении. Чем быстрее в Ираке будут созданы условия для того, чтобы народ этой страны взял судьбу в свои руки, поставил под контроль свою собственную страну и свои национальные богатства, тем быстрее начнется процесс создания условий по выдавливанию с этой территории сил международного терроризма. И тем быстрее начнется процесс консолидации самого иракского общества. Мы видим Ирак, как я уже говорил, демократическим и территориально целостным государством.
ВОПРОС: Найдет ли это отражение в той позиции, которую Россия будет отстаивать на международной конференции по Ираку, то есть будет ли Россия выступать с какими-то однозначными позициями по данному вопросу?
В.ПУТИН: Конечно, да. В общих чертах я сейчас эту позицию и изложил. В основе нашего предложения о проведении международной конференции лежит необходимость, на наш взгляд, подключить к иракскому урегулированию все заинтересованные страны, и прежде всего соседей Ирака, а также создать площадку для диалога между различными силами внутри самого Ирака.
В основе нашего предложения лежит и опыт международного сообщества применительно к Афганистану. Естественно, мы не собираемся и не можем навязывать Ираку свое предложение. Это предложение родилось в ходе поиска путей урегулирования ситуации.
ВОПРОС: В продолжение иракской темы, а также с учетом недавней смерти Ясира Арафата, каково Ваше видение ситуации на Ближнем Востоке и роли России в этом процессе?
В.ПУТИН: Это очень глобальный вопрос. Я постараюсь в самом общем виде определить позицию России по этой проблеме.
В связи с уходом с политической сцены Ясира Арафата думаю, что задачей номер один является консолидация палестинского руководства и создание условий для проведения демократических преобразований в самой Палестинской автономии. При этом ничего другого, кроме известной 'Дорожной карты', пока ни одна из сторон, участвующих в конфликте, и никто из посредников не предложил.
Поэтому мы как коспонсор урегулирования вместе с другими нашими партнерами будем всячески стремиться к тому, чтобы эта 'Дорожная карта' постепенно, но все-таки претворялась в жизнь. И чтобы в конечном итоге мы вышли на создание независимого палестинского государства при безусловном обеспечении безопасности государства Израиль. В этом направлении мы и будем работать вместе с нашими партнерами.
ВОПРОС: Как известно, в процессе расширения Евросоюза в его состав вошли многие бывшие партнеры России по социалистическому лагерю. Как Вы считаете, повлияло ли вступление в Евросоюз новых членов на отношения между Россией и этой организацией?
В.ПУТИН: Прежде всего Евросоюз - наш важнейший торгово-экономический партнер: на его долю приходится примерно 50 процентов всего нашего внешнеторгового оборота.
Россия сама является европейской страной, и не только потому, что здесь находятся наши важнейшие политические и экономические центры, но и русская, российская культура - это прежде всего европейская культура.
Расширение Евросоюза - это часть естественного происходящего сегодня в мире процесса интеграции и глобализации. Поэтому мы относимся к этому процессу весьма положительно. Но вполне естественно, что мы исходим из того, что в ходе этих процессов, в ходе расширения Евросоюза не должны создаваться какие-то новые разделительные линии в Европе, какие-то новые виртуальные 'берлинские стены'.
Переговорный процесс у нас шел непросто, и, естественно, нас беспокоило, как отразится расширение Евросоюза прежде всего на наших традиционных торгово-экономических связях с партнерами в Центральной и Восточной Европе. Нас и сейчас некоторые вещи продолжают беспокоить. Но в целом хочу отметить: все-таки диалог с Евросоюзом у нас развивается позитивно, и мы, как показала практика последнего времени, способны к компромиссу. Причем обе стороны: как Россия, так и наши европейские партнеры.
ВОПРОС: Разрешите сейчас несколько сменить тему и поговорить немного о российских делах. Недавние антитеррористические меры, принятые вашей страной после трагедии в Беслане, и последовавшие реформы изменили систему выборов депутатов Государственной Думы и привели к отказу от выборов губернаторов в пользу их назначения. В какой мере все эти меры способствуют борьбе с терроризмом?
В.ПУТИН: Прежде всего хочу сказать, что Россия, наверное, одной из первых столкнулась с проблемой терроризма. Потребовалось определенное время, чтобы международное сообщество осознало опасность этой проблемы.
Международные террористы достаточно ловко вводили, да и сейчас еще продолжают многих вводить в заблуждение по поводу того, что же происходит у нас на Кавказе. Международные террористические организации, которые ставят перед собой совершенно сумасшедшие цели создания какого-то мирового халифата или чего-то вроде этого, достаточно ловко прикрывают свои цели борьбой за независимость в Чечне.
Для нас борьба с терроризмом имеет сугубо прикладное значение. Это борьба за сохранение территориальной целостности нашего государства. И в этом смысле мы должны искать такие инструменты, создать в России такую обстановку, которая бы превентивно встала на пути реализации этих целей, которые ставят перед собой международные террористические организации. Например, только развитое общество, только укрепление системы демократии в современных условиях может создать не только обстановку нетерпимости к террористическим проявлениям, но и укрепить само государство. В этой связи, скажем, переход к избранию депутатов Государственной Думы по представительному принципу, на мой взгляд, должен привести к укреплению многопартийной системы.
Что касается формирования исполнительных органов власти в регионах, то, конечно, это связано не только с терроризмом. Но и с ним, конечно, хотя речь идет не о назначении руководителей регионов, а о представлении кандидатов на эту должность региональным парламентам, которые и должны проголосовать, подтвердить его полномочия либо избрать этого человека. Согласитесь, что это все-таки не прямое назначение. Таким образом, я исхожу из того, что, с одной стороны, это будет человек, который поддержан населением через депутатский корпус, а с другой стороны, будет пользоваться доверием главы государства России. И в известной степени это, на мой взгляд, вполне может быть своего рода превентивным шагом в сторону укрепления государственности, к тому, чтобы инструмент и институты государства функционировали более эффективно. Это такой превентивный шаг на пути тех, кто ставит перед собой цель раскачать государственность России и дезорганизовать страну.
ВОПРОС: Как утверждают некоторые аналитики, Россия сейчас буквально 'купается' в деньгах благодаря высоким ценам на нефть. Как Вы считаете, не создает ли такой большой приток денег в Россию какой-то зависимости вашей страны от цен на нефть?
В.ПУТИН: Знаете, в России считается неприличным считать деньги в чужом кармане. Но, если говорить серьезно, высокие цены на нефть имеют для нас и положительные, и отрицательные стороны. Во-первых, у нас внутри страны растут цены на нефтепродукты. И это сказывается негативно на других отраслях экономики страны, скажем, на сельском хозяйстве. И для других секторов это тоже отрицательный фактор роста.
Центральный банк и Правительство сталкиваются с серьезным вызовом с точки зрения сохранения макроэкономических показателей и должны предпринимать серьезные усилия для стерилизации денежной массы.
Кроме всего прочего, конечно, поскольку это достаточно прибыльный бизнес сегодня, то естественно, что капитал туда стремится. Понимая эту опасность, Правительство предпринимает определенные шаги, целенаправленно пытаясь перераспределить налоговую нагрузку в пользу перерабатывающих отраслей экономики. Но делать это, конечно, нужно очень аккуратно, пользуясь известным врачебным лозунгом 'не навреди'. В данном случае не навредить энергетическим отраслям. Понимание это есть, и есть реакция на эту ситуацию.
ВОПРОС: На Западе уже давно говорят о различных моделях демократии: о западной и о российской. Как Вы считаете, в России вообще применимы какие-то западные модели развития или можно говорить о каком-то своем собственном российском пути?
В.ПУТИН: Я думаю, что нужно говорить не о каких-то моделях, их может быть огромное множество. Нужно говорить о базовых принципах демократии. Ведь единого стандарта и единой модели нет и в самом западном сообществе.
Где-то мы видим парламентские республики, где-то президентские, а в некоторых странах до сих пор существуют монархии, и никто не считает, что там нет демократии. В некоторых странах руководители регионов прямо назначаются из центра, а в некоторых избираются. В России, например, президент избирается прямым тайным голосованием, а в Соединенных Штатах Америки, как известно, через систему выборщиков.
Но базовые принципы демократии, конечно, должны соблюдаться везде: свобода человека, свободный рынок, свободные средства массовой информации, приоритет личности над мифическими интересами государства, деятельность которого должна быть посвящена конкретному гражданину, защите его прав и интересов. Это легко сказать, но трудно подчас воплотить в жизнь.
Как это сделать применительно к той или иной стране, имея в виду уровень развития институтов гражданского общества, традиций, истории того или другого народа, - это, конечно, процесс творческий, и в этом смысле, наверное, можно говорить о каких-то моделях. Но что для нас совершенно очевидно - это то, что в начале 90-х годов российский народ сделал выбор в пользу демократии, этот выбор является окончательным.
ВОПРОС: Возвращаясь к теме нефти, хочу задать Вам вопрос: каковы причины ареста М.Ходорковского и не стоит ли за его арестом опасение того, что он мог бы превратиться в крупную влиятельную политическую фигуру?
В.ПУТИН: Ходорковский никогда не занимался политикой. Он никогда не был депутатом Государственной Думы, то есть депутатом парламента, не был членом какой-то партии, не возглавлял никакое политическое движение. Поэтому попытка подменить криминальную сторону этой проблемы политической - это неверно.
Вместе с тем в нашей стране, так же как и во многих других демократических странах, человек считается невиновным до вступления в законную силу обвинительного приговора суда. Это в полной мере относится и к господину Ходорковскому. Для меня он является человеком невиновным, повторяю, до того, пока не состоится суд и не будет принято какое-то решение.
Хозяйственные и экономические преступления - достаточно сложные преступления, запутанные, и они должны быть расследованы в установленном законом порядке.
Одно является очевидным: все должны соблюдать закон, все, вне зависимости от своего служебного или материального положения, от степени влияния на различные структуры государственной власти. Все должны быть равны перед законом, должны его соблюдать, платить налоги и, соответственно, нести наказание в случае нарушения этого законодательства.