Номер от 29 ноября - В начале месяца население южной российской республики Карачаево-Черкессии восстало против своего избранного губернатора Мустафы Батдыева. Более 3 000 человек разгромили дом правительства, отказываясь покинуть здание, пока он не подаст в отставку. Проблема состояла в том, что, по данным следователей, зять Батдыева, якобы при помощи местной милиции, одним октябрьским вечером убил семерых местных бизнесменов в собственном доме. (Ни зять, ни его адвокат не ответили на обвинения). Основная часть этой толпы, возглавляемая матерями убитых, оставалась в правительственном здании в течение трех дней, пока представитель президента Путина не уговорил их прекратить осаду, пообещав провести честное расследование. 'Наша единственная надежда на справедливость - это Путин, - говорит 67-летняя Рима Багатырева, чей сын оказался жертвой убийств, - пусть Москва присылает нам нового губернатора'.
Именно это намеревается осуществить Кремль, причем сделать это он хочет повсеместно. Москва намерена отменить выборы руководителей в 89 своих регионах и назначать провинциальных лидеров напрямую из центра. Ожидается, что парламент утвердит данное решение к концу года. Проблема, однако, состоит в том, что ряд наименее компетентных региональных губернаторов и так является людьми Путина, которые пусть и не назначались им напрямую, но получили свои должности благодаря значительной поддержке Кремля. Иногда трудно предугадать выбор российского электората (Батдыев был избран, несмотря на нечистые коммерческие сделки его зятя), однако вряд ли снижение количества избирателей губернаторов до одного человека даст возможность для лучшего выбора. 'Будет только хуже, - говорит Глеб Кузнецов, политический консультант, специализирующийся на региональных выборах, - местные губернаторы будут еще меньше отвечать перед народом'.
Проблема здесь двоякая. Во-первых, губернаторы, поддерживаемые Кремлем, зачастую не находят взаимопонимания со своими региональными законодателями и не имеют долгосрочных обязательств перед своими регионами. Губернатор Ингушетии Мурат Зязиков настолько не доверяет жителям своего беспокойного региона, граничащего с Чечней, что ночует в военном аэропорту в соседней республике. Губернатора Владимира Шаманова настолько не любят в бедной Ульяновской области за его неспособность разрешить хронический кризис жилищно-коммунального хозяйства, из-за которого жители все время остаются без отопления, что на прошлой неделе он был вынужден выйти из гонки за переизбрание на губернаторский пост.
Критики говорят и о другой проблеме. Путин, который, похоже, лояльность ценит выше компетентности и предпочитает руководителей из военных или из органов безопасности, имеет ограниченный резерв талантливых людей, из которого можно выбирать. 'В советские времена было легче. Существовал процесс отбора. Люди вырастали постепенно. У них со временем появлялся опыт', - говорит московская журналистка Евгения Альбац. Ее диссертация, которую она защищала в Гарварде, посвящена постсоветской бюрократии в России. 'А сейчас, - отмечает она, - существует только два фактора, имеющих значение: лояльность и принадлежность к партии власти'.
Отсутствие таланта станет критичным вопросом в предстоящие месяцы, когда Путин попытается заменить руководителей двадцати двух национальных республик. Республика Татарстан с преобладанием мусульманского населения, находящаяся на реке Волга, известна своими запасами нефти и сложной, замешанной на клановых связях политикой. Это одно из мест, где можно ожидать волнений. Путин, по некоторым данным, готов заменить бессменного лидера Татарстана нынешним министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, татарином по национальности, который никогда не жил в республике и не имеет опыта губернаторской работы.
Пока цены на нефть сохраняются на высоком уровне, а рост ВВП составляет почти 7 процентов в год, Москва может заглушать некоторые из этих проблем, увеличивая субсидии неспокойным регионам. Однако это лишь временное решение. В течение пяти лет после прихода Путина к власти бюджет Карачаево-Черкессии всегда большей частью пополнялся за счет федеральных средств. В отдельные годы доля федеральных субсидий в бюджете республики достигала 95 процентов. А уровень безработицы здесь составляет почти 70 процентов. Если Путин действительно хочет иметь контроль над региональными властями, ему следует больше полагаться на талант, а не на лояльность и деньги.