Забудьте о сближении. Гигантский сосед ЕС все меньше заинтересован объединении.
Европейские дипломаты называли это 'польским путем'. По этому оптимистичному сценарию Россия - как Польша и другие посткоммунистические страны до нее - должна была медленно, но верно продвигаться по пути демократизации и рыночных реформ. Забудьте о планах Джорджа Буша (George W. Bush) создать особые американо-российские отношения: движущаяся вверх Россия неминуемо окажется в орбите Евросоюза, непреодолимо привлекаемая его географической близостью, рынком в 10 трлн. евро и общими культурно-историческими связями. Казалось, что в один прекрасный день Россия даже может стать членом ЕС.
Сегодня в европейских столицах царит кардинально иное мнение. Европа считает, что президент Владимир Путин направляет Россию по очень неевропейскому пути, резко ограничивая демократические права. Экономика и СМИ все больше оказываются под контролем государства. Кровавая военная кампания в Чечне - унесшая жизни около 150 тыс. мирных жителей - вызывает у мягкой Европы чувство глубокого отвращения. Сегодня мысль о том, что Россия становится все более европейской, кажется дикой. Новая расхожая мудрость: Европа остается Европой, Россия остается Россией, 'и с мест они не сойдут'.
Это отчуждение очень серьезно, и в последние недели вступило в критическую стадию. Две недели назад Путин неожиданно отложил запланированный саммит с лидерами ЕС в Гааге после того, как разногласия по вопросам прав человека и безопасности стали настолько фундаментальными, что даже дипломатическое многословие уже не могло их сгладить. Саммит должен состояться на этой неделе, но дипломаты говорят напрямик, что спор не будет разрешен. Европа приостановила переговоры об обещанном соглашении о свободной торговле с Россией. Москва в свою очередь грозит бойкотировать Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), обвиняя институт, где доминирует ЕС, в предвзятости против России. Если когда-то и существовала надежда на увеличение интеграции, то сегодняшнее противостояние скорее напоминает уродливые дипломатические сражения Холодной войны, сказал 'Newsweek' депутат российской Госдумы Владимир Рыжков. А по словам Катинки Барыш (Katinka Barysch), эксперта по России лондонского Центра европейских реформ, 'отношения между Европой и Россией распались'.
Что же произошло? Ведь два года назад будущее все еще казалось светлым. В 2002 Россия только получила долгожданное право голоса в НАТО, что убедило Москву, что будущие решения о безопасности Европы будут приниматься с ее участием. Для подготовки к созданию гигантской зоны свободной торговли от Атлантики до Берингова пролива Брюссель и Москва проводили в жизнь 'соглашение о партнерстве', подписанное в 1997 году, по которому Россия обязалась привести свое законодательство и торговые стандарты в соответствие с европейскими. Путин пользовался большим уважением в западных столицах, его считали не скрытно-советским автократом, а лидером, способным восстановить необходимый порядок после хаотического правления Бориса Ельцина. Во время трансатлантических разногласий по поводу Ирака даже зазвучал разговор об оси Париж-Берлин-Москва, еще более тесном союзе, основанном на взаимном недоверии к односторонней политике Америки.
Однако все эти увертюры игнорировали факт, что Европа и Россия жили и живут на совершенно разных политических планетах. ЕС - это абсолютно мягкая держава, а цель ее внешней политики - постепенное изменение соседних стран по своему подобию через принятие в организацию или тесное сотрудничество. Наградой является экономическая интеграция, коллективная стабильность и доступ к его богатому рынку. Для большинства соседей ЕС соблазн оказался непреодолимым. Для России это анафема. Не желая подчиняться правилам Брюсселя, его институтам и коллективному принятию решений, Россия предпочитает считать себя великой державой, равной США и Китаю. 'В наших ценностях есть коренное расхождение'. - говорит Сергей Караганов, глава московского Совета по внешней и оборонной политике.
Произошедшее в мае расширение ЕС усилило эти разногласия больше, чем что либо еще. Приняв десять новых членов, включая три бывшие советские прибалтийские республики и пять других посткоммунистических государств, ЕС оказался у западного порога России. А учитывая, что Болгария и Румыния должны присоединиться к блоку в 2007 году, а Турция является возможным кандидатом, оказывается, что ЕС также подбирается к югу России и Кавказу. Внезапно отношения между Россией и ЕС превратились в стратегическую игру, подпитывая дежа вю Москвы об иностранном 'окружении', впервые вызванном американскими войсками в Центральной Азии и растущим Китаем на востоке. Две недели назад председатель комитета Госдумы по международным отношениям Константин Косачев обвинил Европу в том, что она 'заставляет страны занимать антироссийскую позицию', и с осуждением назвал ЕС 'гигантским водоворотом, медленно и уверенно засасывающим наших соседей'.
Теперь Европа и Россия должны научиться жить в условиях, которые Косачев охарактеризовал как 'растущую конфронтацию'. Сейчас упорное перетягивание каната между Брюсселем и Москвой проходит в Украине, бывшей советской республике с населением 50 млн. человек, зажатой между ЕС и Россией. Западные обозреватели обвиняют Россию в массовом вмешательстве в прошедшие здесь в воскресенье президентские выборы в поддержку премьер-министра Виктора Янукович, верного союзника Москвы. А все потому, что кандидат от оппозиции Виктор Ющенко, чьи сторонники жалуются на массовые махинации и запугивание на выборах, пообещал направить страну по про-европейскому курсу. После подсчета голосов на этой неделе результат или увеличит страхи России 'лишиться' Украины в пользу ЕС или укрепит надежду на восстановление контроля над тем, что россияне называют 'Ближним зарубежьем'.
Как обычно, в Европе нет единогласия по поводу того, как разрешить новое столкновение с Россией. В феврале 2004 года Европейская Комиссия отказалась от прежнего подхода, который многие считали наивным, и начала проводить новую жесткую политику в отношении России, документируя возросшее напряжение и обещая яростно защищать интересы ЕС, одновременно требуя от России приверженности к 'общим ценностям'. Вроде бы неплохо. Но всего несколько дней спустя президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) раздраженно заявил, что Европа должна выказывать 'больше уважения' к национальным интересам России. В августе канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) тоже оказал своему другу Путину услугу, выступив против линии ЕС и назвав выборы в Чечне 'свободными от серьезного вмешательства'.
Кроме того, Германия также шла наперекор общей визовой политике ЕС - большой приманке в любой сделке с Россией - и в одностороннем порядке выдавала россиянам пятилетние визы в Германию, с которыми они потом могли свободно перемещаться по Европе. 'Страны, больше всего добивающиеся общей внешней политики ЕС, сами подрывают ее, когда речь заходит о нашем самом большом соседе', - сокрушается Тоомас Илвес (Toomas Ilves), бывший глава МИД Эстонии и один из самых ярых критиков России в Европарламенте. Новые, восточноевропейские, члены ЕС - с их свежими воспоминаниями о советском господстве - сильнее всех пытаются добиться 'реалистичного' отношения к России.
Насколько ситуация может ухудшиться? Отношения вряд ли будут разорваны совсем, и не только потому, что у Путина на Западе есть такие хорошие друзья. Обе стороны зависят друг от друга. 40% российского экспорта направляется в ЕС, а ЕС получает одну треть всех импортируемых энергоносителей из России. И все же Россия нуждается в ЕС больше. 'Если им нужна хоть какая-то надежда на диверсификацию экономики, без нас им не обойтись', - говорит Барыш. Несмотря на отрицательные флюиды, в последнее время в отношениях были и успехи, например, принятие Москвой дорогого европейцам Киотского протокола и соглашение с ЕС о вступлении России в ВТО. По мнению аналитиков, быстрый экономический рост России, вызванный рекордно высокими ценами на нефть, способствует росту ее гордости и уверенности. Как только рост прекратится, она вновь станет более уступчивой.
До тех пор, отношения, вероятно, ухудшатся, чтобы затем улучшиться. На прошлой неделе российские власти вновь ответили 'нет' на предложение ЕС принять участие в его программе 'Новое соседство', которая предлагает многие выгоды членства в ЕС - такие, как помощь на развитие и доступ на рынки, - в обмен на обязательства защищать права человека и играть по правилам. По мнению Европы, Россия продолжает экспортировать нестабильность в Ближнее зарубежье, из-за чего европейская модель мягкого поощрения не работает в таких странах, как Молдавия или Украина. В конечном счете эта модель все равно окажется для них более привлекательной, чем прохладные объятия Москвы. Однако сейчас взаимное отчуждение - и проверка силы воли - между Москвой и Брюсселем продолжается.