Одно предприятие символизирует для многих латышей независимость их страны, и это 'Вентспилс Нафта'. В порту Вентспилс оно заливает российскую нефть на суда и получает за это деньги. 38% предприятия принадлежат государству, остальная часть - приватизирована. Транзит - важнейшая статья доходов Латвии. Но именно инвесторы из бывшей оккупационной державы - России - намерены взять под контроль латышское предприятие.
Латыши пока сопротивляются продаже, но давление велико, так как в начале 2003 г. Россия перекрыла трубопровод, идущий в Вентспилс, и доходы латышей иссякли. Этот эпизод с фирмой 'Нафта' показывает, насколько новичок ЕС экономически зависим от Москвы. Когда-то Вентспилс был крупнейшим портом Советского Союза на Балтийском море, и после провозглашения независимости в 1991 г. Латвия выгодно пользовалась этим. Ежегодно прибыль, которую получала фирма 'Вентспилс Нафта', составляла 20 миллионов долларов. Но когда российская трубопроводная компания 'Транснефть' перекрыла кран, прибыль предприятия упала до 2 миллионов. Правда, Россия все еще поставляет сырую нефть в Вентспилс железнодорожным транспортом, а по второму трубопроводу идут нефтепродукты. Однако Москва строит свой собственный порт в Приморске, и уже направляет большую часть сырья в обход Латвии. Тем не менее, порт в Вентспилсе имеет для русских большое значение - об этом говорит тот факт, что новый российский посол неделю назад, не приступив еще к своим обязанностям, отправился на переговоры в Ригу.
Москва имеет все шансы и в будущем контролировать, по меньшей мере, часть нефтяного транзита через Латвию: блокада трубопровода чувствительно отражается на маленькой стране, ведь три четверти ее внутреннего валового продукта обеспечиваются за счет услуг в транспортном и финансовом секторе. В то же время 90% всего грузооборота в Вентспилсе приходится на Россию, поэтому следует ожидать, что давление Москвы будет только усиливаться.
Латвийский финансовый сектор также имеет интенсивные связи с Россией. Правда, никаких претензий здесь ни у кого нет, напротив: 'Мы хотим стать для России тем же, чем является Швейцария для Западной Европы', - говорит Андрис Озолс, директор Латвийского агентства инвестиций и экономического развития. Поскольку многие россияне мало доверяют своей банковской системе, они переводят деньги в Латвию, где этого ждут, не много не мало, 23 банка. Финансовым институтам даже не приходится предлагать проценты, деньги и так поступают. По оценкам, 55% валюты на латвийских счетах поступили из стран СНГ. Этот приток капитала восполняет потери транспортного сектора.
Пятипроцентная ставка
Поэтому темпы роста экономики в Латвии продолжают оставаться высокими. В этом году правительство рассчитывает на экономический рост в 7,5%, в будущем - 6,8%. Иностранные инвестиции, поток которых после вступления Латвии в ЕС возрос, содействуют развитию ее экономики. Латвия привлекает их низкими налогами и невысоким уровнем заработной платы. Налог на доходы предприятий составляет 15%, обсуждается его снижение до 12,5%. А в четырех особых экономических зонах, к которым относится и Вентспилс, налог составляет всего 5%. Для сравнения: в Германии налог на доходы предприятия составляет 25%. Средняя заработная плата в Латвии составляет 260 евро в месяц, минимальная - 102 евро.
Кроме того, новые работодатели должны снизить зависимость страны от транспортного бизнеса с Россией. В настоящее время доля промышленности в ВВП составляет 14%. Наибольший объем инвестиций (14,8%) поступает из Германии. Немецкие предприятия используют балтийское государство как трамплин, чтобы получить доступ к выгодному российскому рынку, или же пользуются преимуществом морского транспорта по Балтийскому морю. Германо-балтийская Зарубежная торговая палата считает, что возможности экономического сотрудничества далеко не исчерпаны, так как предприятия среднего бизнеса Германии еще не открыли для себя этой страны.
Однако существуют и определенные проблемы. Низкая заработная плата ведет к тому, что Латвия подвержена коррупции. Согласно результатам исследований, проведенных неправительственной организацией "Transparency International", в международном рейтинге Латвия занимает всего 57 место. Выдвижение Ингриды Удре, замешенной в скандале с пожертвованиями в партийную кассу, в состав комиссии ЕС не улучшил репутацию страны. К тому же кандидатура Удре была отклонена. Латвийские политики ссылаются на то, что для решения этой проблемы было создано независимое ведомство. Однако Хольгер Руте, сотрудник немецкого посольства, особых надежд с ним не связывает: 'Здесь Латвии предстоит еще много сделать', - говорит он.
Низкая оплата труда негативно сказывается и на работе общественных учреждений. По опросу Зарубежной торговой палаты, 60% инвесторов оценивают качество работы латвийских ведомств как неудовлетворительное. Ведомства даже не в состоянии запросить финансовые средства, предоставленные Латвии Европейским Союзом. 161 миллион евро, по данным Хольгера Руте, все еще находятся в Брюсселе.
Большую проблему представляет также экономическая неоднородность внутри страны. Если в столице, Риге, уровень безработицы составляет всего 5%, то в сельской местности она доходит до 27%. А высокая инфляция, составляющая 5,5%, заставляет сомневаться в реалистичности планов перехода страны на евро в 2008 г.
Однако новое правительство будет и впредь следовать этой цели, независимо от того, какие партии его сформируют. После отставки премьер-министра Индулиса Эмсиса от объединения Крестьянского союза и партии зеленых в конце октября Латвия пытается уже в 11 раз с 1991 года сформировать правительство. Однако, несмотря на частую смену состава правительства, за 13 лет в политике Латвии почти ничего не изменилось, всегда правила коалиция либеральных и консервативных сил, выступающих за рыночную экономику и интеграцию с Западом.
Левые партии часто считаются партиями русского меньшинства, и как таковые, подобно российским инвесторам в Вентспилсе, не пользуются особой симпатией латышей.