Поскольку с понедельника Еврокомиссия приступит к исполнению служебных обязанностей в новом составе, для ее главы Хосе Мануэля Баррозо нет лучшего способа утвердить свой авторитет, кроме продвижения Лиссабонской Стратегии или плана экономических реформ Евросоюза.
Господин Баррозо должен убедить страны-члены Европейского Союза принять данные реформы для обеспечения долговременного экономического роста. Без принятия таких мер щедрая европейская политика социального обеспечения окажется неустойчивой и близорукой. Что более важно, имея в своем распоряжении все меньше экономических ресурсов, Европа постепенно теряет возможность эффективных действий на международной арене. А это, в свою очередь, подтверждает то, о чем подозревают многие в новой вашингтонской администрации: что США больше не следует пытаться добиваться своих важнейших целей во внешней политике через трансатлантическое партнерство.
Экономические взаимоотношения двух берегов Атлантики в своей основе не испытали воздействия политической напряженности, возникшей из-за войны в Ираке и других проблем. США и Европа продолжают активно торговать и инвестировать средства в экономику друг друга. А США и ЕС по-прежнему осуществляют совместное руководство во Всемирной Торговой Организации, Всемирном Банке, Международном Валютном Фонде и прочих международных организациях. Так что, в мире все хорошо? Нет, далеко не так.
США и ЕС сталкиваются с нарастающими экономическими трудностями. Старение населения усиливает нагрузку на медицинское страхование, на пенсионные схемы и на уровень безработицы. США в 80-е годы повысили конкурентоспособность своей финансово-бюджетной политики и в 90-е осуществили ряд перемен в этой области. Сегодня затраты на социальное обеспечение находятся вроде бы под контролем.
С другой стороны, хотя ЕС показал, что способен к экономическому обновлению, например, к реализации плана единого рынка 1992 года или к введению евро, история реформ крупных европейских экономик с момента начала реализации Лиссабонской Стратегии приводит в уныние.
Новое исследование Атлантического Совета США предполагает, что если ЕС будет не в состоянии провести экономические реформы, то уже и без того обветшавшее трансатлантическое политическое партнерство может начать разваливаться. По мнению администрации Джорджа Буша, Европа сегодня проходит испытательный срок. Да, США поддерживают тесные взаимоотношения с Великобританией, Италией и некоторыми другими ветеранами ЕС. Да, многие новые члены Евросоюза из числа бывших коммунистических режимов, памятуя о солидарности времен холодной войны, поддерживают прочные связи с США. Однако многие звенья данных взаимоотношений испытывают возрастающую нагрузку.
Бывшие надежные партнеры явно дистанцируются от внешней политики США (Испания), решают вывести свои войска из Ирака (Венгрия), либо выражают разочарование условиями взаимоотношений с Вашингтоном (Польша). Добавьте к этим противоречиям длительный экономический спад - и вы поймете, что нынешняя американская администрация, понимая, что в одиночку ей не добиться успеха, может начать поиск новых союзников в своей глобальной политике.
И альтернативные партнеры, которые обладают требуемым политическим и экономическим капиталом, способным помочь США достичь своих целей, обязательно появятся. В условиях, когда Европа проявляет нерешительность, Соединенные Штаты могут начать формирование альянсов в сфере политики и безопасности с Китаем и Индией, тем более, что их глобальный политический вес продолжает увеличиваться. Эти развивающиеся державы, возможно, не полностью разделяют те политические и культурные традиции, что помогли укрепить трансатлантическое сотрудничество. Однако это будет не столь важно, если оказавшиеся в одиночестве США сделают ставку не на обременительные своими обязательствами союзы, а на временные тактические альянсы.
Чтобы обеспечить продолжение существования глобальной торговой и финансовой системы, основанной на правилах, Вашингтон может обратиться к группе 20 развивающихся стран, которая включает такие бурно растущие региональные державы, как Бразилия и ЮАР. В этом случае они получат значимую долю в деле поддержания упорядоченной и функциональной международной экономики.
Что можно сделать, чтобы сохранить трансатлантическое партнерство до 2020 года? Соединенные Штаты должны взять под контроль свой дефицит бюджета в целях сохранения роли международного лидера. А Европе следует заняться реформами, изложенными в Лиссабонской Стратегии.
Стимулирование ускоренного экономического развития, требующего более высоких ставок заработной платы, имеет первостепенное значение для получения Евросоюзом необходимых средств, чтобы сохранить свое глобальное сотрудничество с США. Без такой воскресшей Европы у Соединенных Штатов не останется иной альтернативы, кроме внутренней дестабилизации, Европа займет изоляционистскую позицию, а международная система останется без руля и ветрил.
Боумэн Каттер является генеральным директором фирмы Warburg, Pincus & Co; Пола Стерн - председатель правления Stern Group; Питер Рэшиш является автором доклада Атлантического Совета 'Трансатлантическая экономика в 2020 году. Партнерство во имя будущего' (The Transatlantic Economy in 2020: A Partnership for the future)