Украина голосовала под сенью России. Это общеизвестная истина, широкая, как степь, но все же имеющая границы. Поскольку украинские избиратели выбирали не 'между Россией и Западом', а между двумя кандидатами, между отжившим режимом и реформами, быть может, между левыми и правыми. И если результаты голосования были сфальсифицированы, а в этом сомневаются немногие, то произошло это в интересах старого строя и его бюрократии.
Понятно, кого президент России предпочел бы видеть во главе украинского государства. Владимир Путин работает не только над сильным государством, над централизацией власти и миниатюризацией всех оппозиционных порывов. Он хочет также восстановить для России статус великой державы или добиться его. По этой причине он дважды отправлялся в Киев для оказания очевидной поддержки на выборах. Российская тень над Украиной существует, и она немалая.
Это нельзя считать особым случаем. Московское руководство не выполняет обязательства по выводу войск из Грузии и из Молдавии, ставит в затруднительное положение Грузию своими играми, скорее, тактического характера с сепаратистами в Абхазии и в Южной Осетии. Оно снова по-хозяйски обустраивается на военных базах в Средней Азии, почти на расстоянии прямой видимости от соответствующих объектов США, которые преследуют на южных задворках - в бывших советских республиках - свои собственные интересы. Оно разрабатывает в обход действующих договоров о разоружении новое ядерное оружие и системы-носители, поскольку США тоже это давно уже делают. И оно использует экономический потенциал, продолжающий существовать на просторах страны, в политических целях. В данном случае речь идет о нефти, газе и рудах.
Разгром концерна ЮКОС из этой же серии. Поставить под государственный контроль его структуры это означает получить в руки экономические средства. Тут государственная власть разборчивостью не отличается и нарушает закон, если он не желает прислушиваться к политической воле. Договора на поставки тоже являются государственной монополией, от продажи сырья в значительной мере зависят валютные поступления в Россию. Заключение договоров не может быть делом своевольных, даже честолюбивых в политическом плане олигархов или даже зарубежных акционеров. Сырьевые ресурсы имеют стратегический характер.
В данном случае внешнее переплетается с внутренним. Путинское государство в представлении его руководителя в состоянии убедительно представать великой державой вовне только тогда, когда его не ослабляет внутренняя оппозиция. Мысль о том, что сила общества произрастает из демократии, что сила гражданского общества дает общественный консенсус, действует благотворно, стабилизируя обстановку, и повышая дееспособность выбранного руководства, - эта мысль автору общественного мнения в голову еще не приходила. Он идет вразрез со своими непосредственными интересами, направленными на сохранение власти.
Внешняя политика заключается в основном в том, чтобы представлять вовне интересы господствующей элиты. Именно авторитарные элиты пользуются для этого средствами из исторического музея. Путин позаимствовал из него государственную символику и государственный гимн частично из царистского и частично из сталинистского прошлого. Однако оба исторических периода, как бы их снова не приукрашивали, Россию назад не вернут. Мыслить вчерашним - привычка живущих в прошлом маргинальных групп. Путинское государство - это государство не Петра Великого или даже Сталина. Это военно-промышленная, бюрократическая власть, сильно замешанная на спецслужбах. Это государство существует независимо от народа, в котором еще живут надежды на демократию.
Соседи видят в стремлении России к великодержавности иную тень прошлого. Им пришлось жить в этом прошлом на протяжении столетий, и они не тоскуют по нему. В пользу этого говорят протесты в Киеве против представителей старого истеблишмента.
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)
За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)
Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)
Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)