Стефен Ларраби работал в Совете национальной безопасности при администрации Картера (Carter); ныне он является корпоративным председателем по вопросам европейской безопасности в бесприбыльной исследовательской организации "RAND Corporation"
Вашингтон, федеральный округ Колумбия, 22 ноября 2004 года (UPI). Администрации Буша-младшего (George W. Bush) при формулировании своей политики на второй срок необходимо уделить больше внимания региону Южного Кавказа и Черного моря. До недавних пор этот регион был политической "тихой заводью". Однако три события прочно утвердили Южный Кавказ в политической повестке.
Первое событие это Революция роз в Грузии. Мирное свержение президента Эдуарда Шеварднадзе в ноябре 2003 года и избрание президентом Михаила Саакашвили придало новый импульс реформам в Грузии и послало ударную волну на большую часть бывшего советского пространства. Подобно Югославии в 1950-е и 1960-е годы и Польше в 1980-е годы, Грузия служит альтернативной моделью политического развития, которая может выступить в роли катализатора дальнейшей демократизации на всем постсоветском пространстве.
Второе событие это расширение Европейского союза (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток. Как результат этого процесса, регион Южного Кавказа и Черного моря больше не является удаленным и отрезанным от Европы. Сегодня страны этого региона являются "новыми соседями" Европы. Происходящие в них события потенциально могут переливаться в Европу таким способом, который до недавнего расширения на восток (ЕС и НАТО) был невозможным. Таким образом, Соединенные Штаты и Европа больше не могут себе позволить закрывать глаза на проблемы безопасности этого региона.
Третье событие это более агрессивная политика России в отношении Южного Кавказа. Революция роз в Грузии в совокупности с более активным участием в этом регионе Соединенных Штатов Америки после нападений 11 сентября 2001 года породили среди российской элиты опасения, что Россия утрачивает свое влияние в регионе, который исторически считается частью ее сферы влияния. Эта озабоченность не ограничивается ярыми русскими националистами. Даже некоторые демократы призывают к созданию "либеральной Российской империи".
В центре усилий России по укреплению своего влияния на Южном Кавказе оказалась Грузия. Москва продолжает оттягивать закрытие двух своих оставшихся военных баз в Грузии, несмотря на обещание закрыть их, данное на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Стамбуле в ноябре 1999 года. Россия также оказывает давление на нынешнее грузинское правительство в пользу соглашения о том, что оно не согласится на военные базы третьей страны (то есть США) на своей земле. Однако грузинское правительство отказывается подписывать подобное соглашение, потому что оно наложило бы неприемлемые ограничения на суверенитет Грузии.
Наконец, Москва пытается использовать сепаратистские движения в мятежных грузинских провинциях Южная Осетия и Абхазия. Россия в настоящее время поддерживает особые экономические и политические отношения с этими районами и даже зашла так далеко, что даровала российское гражданство многим жителям этих районов, создав тем самым предлог для вмешательства под прикрытием защиты интересов российских граждан. Многие грузины опасаются, что политика России направлена на ползучую аннексию обоих вышеназванных районов.
Политика России в отношении спорных "президентских" выборов в Абхазии 3 октября с.г. подчеркивает решимость Москвы сохранить свое влияние в этой мятежной республике. На этих выборах соперниками выступили местный предприниматель Сергей Багарш и бывший премьер-министр Рауль Хаджимба, которого поддержала Москва.
Москва сделала все возможное, чтобы обеспечить избрание Хаджимбы. В августе президент Путин встречался с Хаджимбой в российском черноморском городе-курорте Сочи. Фотографии с этой встречи появились на агитационных плакатах Хаджимбы и в других материалах.
Однако к неудовольствию Москвы местная избирательная комиссия объявила победителем на выборах Багарша. Абхазский "верховный суд" 28 октября утвердил решение избирательной комиссии, но затем отменил собственный вердикт и потребовал проведения новых выборов после того, как сотни сторонников Хаджимбы штурмом взяли здание суда. Багарш отказался признать решение верховного суда, ввергнув тем самым Абхазию в водоворот страстей и политической неопределенности.
В последние месяцы Вашингтон был занят другими проблемами, особенно Ираком и президентскими выборами. Но теперь, когда выборы позади, Соединенные Штаты больше не могут себе позволить закрывать глаза на возрастающую активность России на Южном Кавказе.
Первое, Соединенным Штатам следует ясно дать понять, что любое вмешательство во внутренние дела Грузии - включая Абхазию и Южную Осетию - будет иметь серьезные последствия для двусторонних (американо-российских) отношений. То же самое следует сделать и ЕС.
Второе, США и ЕС следует оказать давление на Россию с тем, чтобы разрешить наблюдателям миссии ОБСЕ остаться на грузинской стороне туннеля Рокки (Rokki tunnel), соединяющего Южную Осетию с Россией. Это позволило бы предотвратить контрабандный ввоз в Южную Осетию оружия и инфильтрацию преступных элементов из России и снизить вероятность новых актов насилия.
Третье, США и Европе следует настаивать на том, чтобы Россия выполнила свое обещание закрыть оставшиеся военные базы в Грузии, как было договорено на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года. Сегодня эти базы не имеют реальной военной полезности, что в частном порядке признают и российские официальные лица. Их главная цель - обеспечить возможность оказания на Грузию политического давления.
Наконец, Соединенным Штатам в тесной кооперации с европейскими союзниками следует разработать долговременную стратегию в отношении региона Южного Кавказа и Черного моря, которая позволит более тесно привязать этот регион к евроатлантическим институтам и разрешить "замороженные конфликты" региона. Эта стратегия должна будет включать в себя меры по привлечению России. В конце концов, России нужно дать почувствовать, что она больше выиграет от сотрудничества в решении конфликтов данного региона, чем от блокирования их разрешения или от проведения политики "разделяй и властвуй".