Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дискредитация демократии

Ценность демократии сегодня не так уж и высока.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчерашние телерепортажи из Киева - десятки тысяч людей, размахивающих флагами и требующих демократии - напомнили те многообещающие события 1989 года, когда миллионы жителей Центральной Европы собрались вместе, чтобы показать своим правителям-коммунистам, что построенный ими замок страха и лжи со дня на день падет. Когда сегодня, три пятилетия спустя, мы вспоминаем энтузиазм тех времен, у нас нет недостатка в причинах для грустной усмешки.

Вчерашние телерепортажи из Киева - десятки тысяч людей, размахивающих флагами и требующих демократии - напомнили те многообещающие события 1989 года, когда миллионы жителей Центральной Европы собрались вместе, чтобы показать своим правителям-коммунистам, что построенный ими замок страха и лжи со дня на день падет. Существовавшие при самых реакционных и репрессивных режимах правления агонизирующей советской империи жители Лейпцига и Берлина, Праги и Бухареста требовали демократии и гражданского общества.

Казалось, мир твердо стоял тогда на той истине, что демократия - самая справедливая и самая гуманная из всех существовавших систем - должна была вот-вот одержать глобальную и решающую победу над всеми прочими формами правления. За одиннадцать лет до тех событий испанская конституция 1978 года и произошедший в этой стране переходный период от диктатуры положили начало триумфальному шествию демократии, перед которой отступили и латиноамериканские диктаторы, и азиатские деспоты.

Сотни тысяч китайских студентов вышли на улицы Пекина, выступая против коммунистического режима; щели, пробитые в железном занавесе, становились с каждым разом все шире - сначала в Венгрии, затем в Чехословакии и, наконец, в Германии. Никогда прежде престиж демократии не был настолько высок. Никто, за исключением диктаторов, их прислужников и воспевателей по обе стороны стены, не ставил под сомнение моральное превосходство демократии.

Когда сегодня, три пятилетия спустя, мы вспоминаем энтузиазм тех времен и всеобщее согласие с тем историческим детерминизмом, который культивировал 'реальный социализм', у нас нет недостатка в причинах для грустной усмешки. Украинцы, выступающие со вчерашнего дня против мафиозного социализма президента Леонида Кучмы и его преемника и последователя Виктора Януковича, вне всякого сомнения, требуют демократии. Но их отчаяние перед избирательным фарсом гораздо меньше связано с их ожиданиями от демократии, чем с общим впечатлением, что возможность добиться ее испаряется с течением времени.

Подобно тому, как это произошло месяц назад в Белоруссии во время референдума о всесильном правлении Лукашенко этой страной - где сегодня уже господствует чистейшей воды диктатура - просвещенные украинцы протестуют сегодня, находясь в состоянии синдрома 'сегодня или никогда'. Им прекрасно известно, что произошло в Белоруссии и что происходит в России, где Владимир Путин установил подходящий для себя более-менее деспотичный режим правления, заручившись при этом пониманием, если не одобрением Запада.

Не поддавшийся на обвинения ОБСЕ, ЕС и Вашингтона Путин уже поздравил расхитителей голосов. Ничего не происходит. Крепкая дружба устоит перед всем. Во время состоявшейся в Сантьяго встречи между Путиным и Бушем оба президента, должно быть, уделили разговорам положении демократии на Украине и в России столько же времени, сколько и разговорам об узниках Гуантанамо.

А, кроме того, еще один большой друг - китайский президент Ху Цзиньтао (Hu Jintao) - совершенно не понял бы их. Ху Цзиньтао стал звездой саммита АТЭС, как прекрасно рассказал об этом корреспондент 'EL PAIS' Фернандо Гальдони (Fernando Gualdoni). Потому как в Сантьяго разговор шел о действительно серьезных вещах. А кто станет начинать дискуссии о принудительном труде, рабстве, казнях и положении демократии, когда великий кормчий крупнейшей в мире диктатуры появляется на встрече в качестве главного инвестора? Сколько человек вышли на улицы Сантьяго с протестами против главы китайской диктатуры и сколько против президента самой большой демократии планеты?

При виде этой 'погребальной пляски ценностей', как говорил Арнольд Шенберг (Arnold Schoenberg), нет ничего удивительно в том, что украинцы кажутся обеспокоенными. Ценность демократии сегодня не так уж и высока.

---------------------------------------------------------

Архив ИноСМИ.Ru

Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)

Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)

Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)

Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)

Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)

Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)

Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)

Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)

За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)

Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)

Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)