Нефть. Кремль заставил выставить на торги основной филиал нефтяной компании олигарха-арестанта Михаила Ходорковского. Парадоксально то, что расчленение компании не отпугивает иностранных инвесторов.
У России имеется оружие массового уничтожения, которое никого не волнует, даже Джорджа Буша. Может быть, баллистические ракеты нового поколения? Нет, это ее налоговая полиция. Она собирается окончательно разобраться с нефтяной компанией ЮКОС, принадлежащей олигарху Михаилу Ходорковскому, томящемуся в застенке уже тринадцать месяцев.
В конце прошлой недели российский суд по приказу Кремля сделал еще один шаг, добавив еще 6 миллиардов долларов (за 2003 год) к сумме налоговых взысканий, которые добьют компанию. Теперь счет достигает 30,5 миллиардов долларов, из которых ЮКОС выплатил только 4 миллиарда. Объем производства сырой нефти российской компании, который превосходит производство какой-нибудь целой страны, например Ливии, включенный в высокий ценовой курс за баррель, все же заставляет предположить последовательный рост пассивов.
Российские власти ничего и слышать не хотят. В конце прошедшей недели они представили свой план расчленения Юкоса. Так 19 декабря будет выставлен на торги Юганскнефтегаз, основной производственный филиал компании, расположенный в Сибири на богатейшем нефтяном месторождении Приобское. Стартовая стоимость: 8,65 миллиардов долларов. Просто мизер для этого сокровища, цена которому, согласно бизнес-банку Dresdner Kleinwort Wasserstein составляет что-то около 17,3 миллиардов.
Сам тот факт, что жемчужина такого достоинства может появиться на рынке по столь низкой цене, возможно, служит доказательством того, что Кремль выбрал распродажу имущества одного из неугодных олигархов для достижения своих целей. С высокой степенью вероятности, газовый гигант Газпром (государственная монополия, только что завладевшая государственной нефтяной компанией Роснефть) выступит с предложением по Юганскнефтегазу и завладеет им. Путинская Россия таким образом будет обладать государственным суперчемпионом в области углеводородов, причем очень послушным, который по своим масштабам и возможностям сможет поспорить с номером 1 в мире ExxonMobil.
Политическая справедливость? 'Вовсе нет', сурово произнес Владимир Путин в ходе интервью, опубликованного вчера в бразильских СМИ. Президент Путин на этой неделе находится с визитом в Бразилии. 'Одно является очевидным: все должны соблюдать закон, все, вне зависимости от своего служебного или материального положения, от степени влияния на различные структуры государственной власти. Все должны быть равны перед законом, должны его соблюдать, платить налоги и, соответственно, нести наказание в случае нарушения этого законодательства', - сказал Владимир Путин.
'Избирательное' правосудие
А правда ли все? Обозреватели отмечают, что другие олигархи, такие как Роман Абрамович, счастливый обладатель компании Сибнефть и лондонского футбольного клуба Челси, не имели таких неприятностей, как Ходорковский. А обогащались они, однако, таким же способом, благодаря сомнительным приватизациям, проведенным Борисом Ельциным. Единственная разница: эти люди, не в пример Ходорковскому, умели быть 'осторожными'. В переводе на русский язык это означает, что они избегали смешивать финансовое могущество с политическими притязаниями.
Если российское правосудие не политизировано, значит, в данном случае оно исключительно 'избирательно'. Что, впрочем, и объясняет отношение иностранных компаний, возможно в высшей степени успокоенных тем, что они не рискуют собственной шкурой, не боясь вкладывать свои миллиарды в Сибирь. Потому что в обычные времена, потрясенные незадачей с ЮКОСом, они бы уже сделали ноги. А они не только не убегают, но еще и новые появляются.
В прошлом году британская компания ВР потратила около 7 миллиардов долларов, чтобы завладеть третьей по величине российской нефтяной компанией ТНК. А 29 сентября этого года американская корпорация ConocoPhillips 'поднялась' аж на целых 7,6% в основном капитале Лукойла, который теперь занял первое место в отрасли. Сумма сделки составила 2 миллиарда долларов - 'дорогой билет', по мнению большинства экспертов. Они что, с ума сошли, западные нефтяные компании? Не так, чтобы совсем. Они следуют поговорке Ли Реймонда, брутального президента ExxonMobil, который однажды резюмировал свою философию следующим образом: 'Надо идти туда, где есть нефть'. А в Сибири ее много.