Москва, 23 ноября 2004 года. Никогда после войны НАТО в Косово или, пожалуй, даже после "холодной войны" политические расхождения между Россией и Западом не проявлялись так открыто, как в случае со спорными президентскими выборами на Украине.
Дело не только в том, что президент Владимир Путин лично выказал сильную поддержку Виктору Януковичу, кандидату, который обещал более тесные отношения с Москвой, в то время как Европа и Соединенные Штаты поддерживают, пусть и более утонченно, Виктора Ющенко.
Дело в том, что обе стороны - соперники в том, что московская инвестиционная компания "Объединенная финансовая группа" называет "конфронтацией между ставленниками в духе 'холодной войны'" - сделали ставку на диаметрально противоположные взгляды на то, что происходит на Украине.
Г-н Путин устами кремлевского представителя по связям с общественностью назвал "открытыми и честными" выборы, которые Европейский союз (ЕС), Соединенные Штаты Америки и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) называют какими угодно, только не таковыми. Результаты воскресного голосования показали победу путинского кандидата, но его оппонент оспаривает эти результаты.
Сенатор-республиканец от штата Индиана Ричард Лугар (Richard G. Lugar), председатель сенатского комитета по международным делам, который возглавлял американскую делегацию наблюдателей за выборами на Украине, говорил о "согласованной и сильной программе мошенничества и злоупотреблений в день выборов". Спикер российского парламента Борис Грызлов, присутствие которого на Украине, несомненно, должно было послужить противовесом г-ну Лугару, объявил, что "выборы были настолько демократичными, насколько это вообще возможно".
Предполагалось, что с распадом советского блока прежний раскол Европы будет ликвидирован. Какое-то время даже слова Восток и Запад имели слабый отзвук анахронизмов, когда бывшие советские республики и сателлиты СССР из Восточной Европы встали, пусть даже и после колебаний, на путь демократического развития.
Но вскоре стал все более очевидным новый раскол, определяемый не конкурирующими политическими идеологиями, но конкурирующими экономическими и политическими интересами и противоречивыми взглядами на то, что собой представляет демократия.
В России г-на Путина использование "административного ресурса" в интересах лояльных правительству кандидатов и государственный контроль над средствами массовой информации (СМИ) - оба эти фактора критиковались международными наблюдателями на Украине - являются общепринятыми инструментами политики. То же самое можно сказать и об использовании личного престижа российского президента - который стараются поддерживать государственные телевизионные каналы - для оказания влияния на выборы, даже такие, которые происходят за пределами его страны.
Г-н Путин нарушил общепринятый дипломатический протокол, начав откровенно агитировать за г-на Януковича, принимая его в Москве и нанося визиты на Украину перед каждым туром выборов. Представьте себе реакцию общественности, если бы мексиканский президент Висенте Фокс (Vicente Fox) включился в избирательную кампанию президента Буша-младшего (George W. Bush), или наоборот.
Российский президент вовсе попрал протокол в понедельник, поздравив г-на Януковича с победой, которую еще не признал его соперник на выборах и которую даже его патрон, президент Леонид Кучма, пока не объявил официальной.
Во вторник к поздравлению г-на Путина присоединился белорусский президент Александр Лукашенко, человек, которого частенько называют последним диктатором Европы.
"Мы не хотим, чтобы нам навязывали их ценности", - сказал ранее в этом месяце г-н Лукашенко, отвергая западную критику проведенного в октябре в Белоруссии референдума, который, по сути, отменил всякие ограничения на его пребывание на посту президента.
Аналитик московского Центра Карнеги Маша Липман (Masha Lipman) сказала, что выборы на Украине высветили то, что она именует "разрывом в ценностях" между Россией и Белоруссией, с одной стороны, и остальной Европой, с другой.
"Тот факт, что Россия не считает себя частью Запада, стал очень наглядным", - сказала она.
Было неизбежным, что Украина станет полем боя.
Кандидаты совершенно по-разному видели будущее Украины. Г-н Янукович обещал довести до конца задумки г-на Кучмы, в то же время крепя связи с Россией. Г-н Ющенко выставлял себя либералом, демократическим реформатором, который готов разрушить мощь своего государства в процессе его переориентации на Европу.
Принимая во внимание распределение голосов избирателей во втором туре выборов в воскресенье, когда русскоговорящая Восточная Украина активно поддержала г-на Януковича, а столица и более "европеизированная" Западная Украина в большинстве своем стала на сторону г-на Ющенко, новый разделительный рубеж в Европе, кажется, пролег где-то восточнее реки Днепр.
Директор московского Института политических исследований Сергей Марков, который был среди множества российских советников избирательного штаба г-на Януковича, сказал в одном интервью, что выборы - это не борьба идей, а скорее борьба за влияние.
В представлении России, Украина остается жизненно важной частью "ближнего зарубежья", то есть бывших советских республик с глубокими экономическими, историческими и - в случае с Украиной - также лингвистическими и этническими связями. Г-н Путин приложил значительные усилия к тому, чтобы объединить Россию, Белоруссию, Украину и Казахстан в экономический и политический союз.
Г-н Марков отмел западную критику выборов (на Украине), заявив, что г-н Янукович выиграл честно. Европа и Соединенные Штаты протестовали, сказал он, только лишь в силу того, что их фаворит проиграл.
Однако кажется, что Россия и Запад все больше разговаривают, не слыша друг друга. "Я полагаю, что может начаться новая 'холодная война', - сказал г-н Марков, - не как результат столкновения интересов, но как результат недопонимания".
Все это только обострилось во вторник. В Португалии, где г-н Путин был с первым в истории государственным визитом российского лидера, он назвал европейскую критику итога выборов на Украине "неприемлемой", поскольку нет официально объявленных результатов. Украина, по свидетельству агентства "The Associated Press", подчеркнуто добавил он, "не нуждается в поучениях".