Какими бы нечестными ни были выборы, жестокая правда состоит в том, что Старший Брат на востоке все еще заказывает музыку
'Революций не будет', - сказал президент Кучма. В это время его правительство пыталось убедить украинцев в том, что человек, которого он два года назад назначил премьер-министром, победил на выборах и стал президентом. Десятки тысяч протестующих в оранжевом заявили вчера, что Кучма не прав. Однако хорошо смеется тот, кто смеется последним. А Кучма еще может напоследок посмеяться над всеми. Можно только гадать, сколько времени митингующие смогут оставаться на улицах в ноябрьский холод. Кроме того, вся страна поделилась на украинцев и этнических русских, для которых оранжевые легионы не указ.
Вопрос еще и в том, когда западные государства забьют в свои тревожные тамтамы, призывая к демократии и осуждая выборы и их официальных 'победителей'. Но в отношении Украины мы должны выразиться совершенно определенно: Виктора Ющенко, прогрессивного, дружественно относящегося к НАТО кандидата от национальной оппозиции обокрали.
Даже если история оправдает его оппонента Виктора Януковича, поддерживаемого Кремлем, и снимет с него обвинения в массовой подтасовке результатов голосования, Ющенко все равно останется жертвой обмана, лишенной возможности участия в справедливых выборах. Четыре из пяти национальных украинских телеканалов контролируются государством и поэтому практически проигнорировали Ющенко во время предвыборной гонки. Журналисты, помышлявшие о расследованиях злоупотреблений в государственных органах власти, слишком хорошо знают о судьбе Георгия Гонгадзе, который попытался провести такое расследование четыре года назад - и окончил жизнь в наспех выкопанной могиле недалеко от Киева с отрубленной головой.
Ющенко - не ангел. Его сторонники, несомненно, виновны в некоторых актах насилия и запугивания, в которых их обвиняют. Но это противостояние похоже на битву Давида с Голиафом, в которой в роли Давида выступают группы уличных демонстрантов, а Голиафа представляет нереформированный управленческий аппарат советского стиля, усиленный переименованным, но таким же неизменным КГБ.
Заявления Ющенко о том, что его пытались отравить, безусловно и к сожалению, заслуживают доверия. Также заслуживают доверия заявления милиционеров из восточной Украины о том, что всю предыдущую неделю они выполняли приказ по охране складов, где хранилось полмиллиона избирательных бюллетеней с заранее подчеркнутой фамилией Януковича. Несмотря на абсурдные заявления о 95-процентной явке избирателей в ряде округов, поддерживающих Януковича, все организации, проводившие опросы избирателей (за исключением тех, что принадлежат штабу Януковича) единогласно заявили об убедительном преимуществе Ющенко.
Удивительно нечестным выглядит на этом фоне заявление российского президента Путина, назвавшего выборы 'открытыми, состязательными и честными'.
Об этом голосовании написано много упрощенческих комментариев, в которых оно называются выбором Украины между Востоком и Западом. Но Украина никогда не 'выбирала' ЕС в ущерб России, поскольку не может себе этого позволить. Такой выбор стал бы для нее предательством по отношению к прошлому. В Киеве, а не в Москве тысячу лет назад родилась русская православная церковь, а возможно, и сама русская нация. Многие русские, живущие на Украине, ведут свою родословную почти из тех же времен. Украине и ее расшатанной экономике, построенной по указанию Советов, они обязаны тем, что имеют средства к существованию.
Украина была мозгом советского военно-промышленного комплекса. Она по-прежнему строит и ремонтирует самолеты для России (и тяжелые транспортные самолеты для других стран). Она целиком зависит от России, поставляющей на Украину нефть и газ. Для любого украинского лидера было бы безумием попытаться отвернуться от России.
Разочарование, вызванное воскресными выборами, имеет не геополитический, а моральный характер. Спустя год после 'революции роз' в Грузии, спустя 13 лет после почти бескровного распада Советского Союза, спустя 15 лет после падения Берлинской стены Украиной все еще правят чиновники-бюрократы. Определенная часть власти и очень большая часть богатств перешла от аппаратчиков к олигархам, которые управляют приватизированной промышленностью страны. Но сама система остается в своей основе глубоко порочной. Именно поэтому Кучма все еще считает выборы чем-то схожим с революцией. И в значительной степени здесь налицо вина Путина.
База для такой фальсификации выборов была заложена пять лет назад, в 1999 году, когда в канун Нового Года Борис Ельцин неожиданно ушел в отставку, вручив Путину бразды правления в Кремле. Это не было поражением демократии в России, но это было признанием возможности такого поражения. Последствия данного шага были очень велики.
До ухода Ельцина Россия, находившаяся на трудном этапе перехода к демократии, обладала гораздо большими возможностями для проведения изменений на Украине, нежели Европа. Но Кремль предложил Украине другой вариант договора, подобный тому, что Путин предложил своим распадавшимся регионам: стабильность в обмен на подчинение.
Москва имеет право на получение настойчивых и убедительных заверений от НАТО, что неумолимое приближение североатлантического альянса к Смоленску носит мирный характер. Русские на Украине в такой же степени имеют право на уважение Киева к своим гражданским правам. Но если вмешательство Путина в эти выборы действительно вызвано опасениями за национальную безопасность России, то это очень смахивает на опасную паранойю. А если оно отражает его собственное неуважение к свободным и честным выборам, то у российской демократии действительно мрачные перспективы.
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)
Противоборство на Украине ("United Press International", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)
'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)
С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)
Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)
День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)
Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)
Весьма сомнительный результат ("The Economist", Великобритания)
'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)
Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)
Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)
Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)
Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)
Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)
Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)
Обман на выборах в Украине ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)
Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)
Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)
Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)
Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)
Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)
Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)
Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)
Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)
За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)
Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)
Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)