Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что ждет Украину после выборов?

Сегодня на Украине возможно только хрупкое перемирие между местными органами власти Западной Украины, в которых господствует оппозиция, и центральным правительством во главе с Януковичем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Храня воспоминания о том, как "власть народа" успешно помешала попыткам правящих режимов манипулировать выборами в Грузии в 2003 году и в Сербии в 2000 году, многие украинцы считают, что народные протесты против официальных результатов выборов разожгут на Украине "Каштановую революцию", которая приведет к власти Ющенко.

23 ноября 2004 года. Кто будет следующим президентом Украины? После подсчета 99% избирательных бюллетеней Центральная избирательная комиссия объявила, что нынешний премьер-министр Виктор Янукович получил 49,42% голосов, а его соперник, бывший премьер-министр Виктор Ющенко, получил 46,7% голосов в результате выборов, которые Брюс Джордж (Bruce George), глава объединенной миссии наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета Европы и Европейского парламента, охарактеризовал как не отвечавшие "значительному числу международных норм для демократических выборов".

Сторонники Ющенко, которых приободрил тот факт, что результаты опросов на выходе из избирательных участков показали, что их кандидат выигрывает выборы (согласно одному такому опросу, Ющенко опережал Януковича в соотношении 49,4 к 45,9%; другой опрос показал, что его отрыв составляет до 11%, а соотношение равно 54 к 43%), обещали начать кампанию публичных протестов и гражданского неповиновения, чтобы принудить правительство к пересчету голосов, который подтвердит победу Ющенко. В понедельник до 100000 человек вышли на демонстрацию протеста в столице Украины, городе Киев, и многие обещали создать "палаточный городок", чтобы не ослаблять давление на правительство. Муниципальные власти Киева, а также Львова и Ивано-Франковска, двух главных городов Западной Украины, объявили, что признают Ющенко как законного победителя. Выборный штаб Ющенко задокументировал свыше 2000 нарушений Закона о выборах и поставил под вопрос как данные о явке избирателей в отдельных районах Восточной Украины (в Донецке, где Янукович когда-то был губернатором, участие в голосовании приняли якобы 96% зарегистрированных избирателей), так и результаты подсчета голосов (комиссия объявила, что в Донецке за Януковича проголосовали 96% избирателей.

Лагерь Януковича ответил на эти обвинения заявлением о примерно 750 нарушениях, связанных с мошенничеством и запугиванием, главным образом в Западной Украине. А тем временем российские средства массовой информации (СМИ) ссылаются на результаты проведенных группой социального мониторинга SOCIS опросов на выходе из избирательных участков, которые дали Януковичу 53% голосов, а Ющенко - 44%.

Храня воспоминания о том, как "власть народа" успешно помешала попыткам правящих режимов манипулировать выборами в Грузии в 2003 году и в Сербии в 2000 году, многие украинцы считают, что народные протесты против официальных результатов выборов разожгут на Украине "Каштановую революцию", которая приведет к власти Ющенко. И этот энтузиазм толпы нельзя сбрасывать со счетов. Но для осуществления на Украине сербского или грузинского варианта недостаточно энергичных протестов на улицах; нужно, чтобы ключевые элементы делового сообщества пришли к заключению, что президентство Януковича нанесет непоправимый вред их интересам, а подавляющее большинство военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов отказалось подавлять гражданское неповиновение. В стране таких размеров и сложности, как Украина, в которой политические расколы имеют тенденцию отражать скорее расхождения в "красно-голубом штате" Америки, нежели гомогенность небольших стран вроде Сербии или Грузии, для успеха Каштановой революции требуется, чтобы избиратели не только в западных, но и во многих центральных и восточных областях Украины поверили, что у них украли их свободный выбор. Тем, кто ссылается на Сербию-2000, следует помнить о том, что громкие протесты против Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic) в 1996 и 1992 гг. не привели к свержению сербского лидера. Сегодня на Украине возможно только хрупкое перемирие между местными органами власти Западной Украины, в которых господствует оппозиция, и центральным правительством во главе с Януковичем.

А поэтому дело может кончиться тем, что Киев уподобится Мексико-сити в 1988 году. В тот год большинство избирателей считало, что реформистский кандидат Куаутемок Карденас (Cuauhtemoc Cardenas) - как и Ющенко, в прошлом инсайдер, порвавший с правящим режимом - лидирует на президентских выборах, когда таинственная неисправность компьютерной сети помешала подготовке таблицы данных о результатах выборов. Спустя неделю кандидат от правящей Институционной революционной партии (PRI) Карлос Салинас де Гортари (Carlos Salinas de Gortari) был объявлен победителем, набравшим 50,75% голосов избирателей. Несмотря на протесты и демонстрации, Салинас был под сильной охраной приведен к присяге как президент Мексиканских Соединенных Штатов, хотя за Карденаса проголосовали вдвое больше жителей мексиканской столицы, чем за Салинаса.

Даже если украинское правительство уступит требованиям США и проведет расследование электоральных нарушений или пересчет голосов, результат едва ли изменится. Бронвен Мэддокс (Bronwen Maddox), редактор международного отдела лондонской газеты "The Times", сегодня заметил: "В нынешних обстоятельствах у внешнего мира не остается иного выбора, как только согласиться с тем, что победил действующий премьер-министр Виктор Янукович, хотя совершенно понятно, что лидеру оппозиции Виктору Ющенко следует оспорить очевидный результат". Но что станет делать администрация Буша-младшего (George W. Bush), если Янукович займет президентское кресло?

Отношения Соединенных Штатов с Мексикой в конце 1980-х и в 1990-е годы могут послужить шаблоном для американской политики в отношении Украины. Не признавая демократическими и легитимными президентские выборы 1988 и 1994 гг., Соединенные Штаты поощряли более тесную экономическую интеграцию Мексики с Соединенными Штатами, кульминацией которой стало образование Североамериканской зоны свободной торговли (North America Free Trade Area). Америка также установила ряд контрольных ориентиров для оценки прогресса политических и экономических реформ в этой стране. И прогресса удалось достичь. Выборы 1994 года, пусть даже и не свободные от недостатков, представляли собой большой шаг вперед - и заложили основу для подлинно свободных и честных выборов в 2000 году, когда Висенте Фокс (Vicente Fox) стал первым в истории Мексики кандидатом от оппозиционной партии, которого избрали президентом.

"Для многих избирателей президентские выборы на Украине были вопросом их повседневного существования, касавшимся уровня жизни и зарплаты", - написал во вторник в газете "The Guardian" Саймон Тисдалл (Simon Tisdall). И совершенно ясно, что многие из тех, кто проголосовал за Януковича - а это не менее 43% избирателей, даже если исходить из большинства опросов, которые проводили сторонники Ющенко - приписывают его политике сильный экономический рост (13%) и увеличивающиеся ассигнования на социальные нужды (включая выплату пенсий и зарплат государственным служащим). А для многих жителей центральных и восточных областей Украины укрепление связей с Россией означает большее процветание: ожидается, что торговый оборот по товарам и услугам между двумя странами в 2004 году достигнет 20 млрд. долл. США (общий валовой внутренний продукт Украины составляет 41 млрд. долл.).

Многие западные обозреватели высказывают сожаления в связи с тем, что Украина сохраняет прочные экономические и политические связи с Россией, но правительства США и европейских стран мало что сделали для того, чтобы предоставить Украине более конкретные экономические стимулы для изменения положения дел. Экономист Андерс Аслунд (Anders Aslund) в осеннем (2003 года) номере "The National Interest" написал: "Всего около 20% украинского экспорта приходится на страны Европейского союза (ЕС), тогда как доля ЕС должна бы составлять около двух третей, принимая в расчет близость и размеры рынка ЕС. . . Три четверти украинского экспорта составляют так называемые 'чувствительные товары', в первую очередь сталь, текстиль, продовольствие и продукция химической промышленности - которые очень трудно экспортировать в ЕС по причине протекционистских тарифов и правил". Россия остается единственным торговым партнером Украины. И миллионы украинцев будут и дальше жить и работать в России (а один опрос на выходе показал, что 75% украинских экспатриантов в России проголосовали за Януковича) - несмотря даже на то, что после убийства Ван Гога (Van Gogh) в Нидерландах можно было бы подумать, что европейцы, быть может, увидят преимущества в том, чтобы приглашать гастарбайтеров из бывших советских республик.

Итак, вне зависимости от того, кто окажется в президентском кресле, следует продолжить политику экономической интеграции Украины с Западом. Но необходимо чувство реализма. Как правильно указывает Мэддокс, "Что до самой Украины, ей тоже преждевременно вести речь о членстве в ЕС (как это делает, к примеру, Польша), даже если выиграет Ющенко". И для ЕС было бы полезно прояснить свою позицию в отношении того, станет ли когда-нибудь Украина рассматриваться как потенциальный член альянса; пока что только итальянский премьер Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) однозначно поддерживает вступление Украины в этот альянс когда-нибудь в будущем.

В заключение несколько слов о заинтересованности США в украинско-русских отношениях. Мэддокс прав, напоминая нам о том, что "было бы глупо отрицать глубину связей Украины с Россией". Однако нет никаких причин, даже если на Украине и дальше будет наблюдаться дефицит демократии, почему бы Соединенным Штатам не поощрять мультивекторную политику Киева, как они это делают в Казахстане. Хотя это само по себе не образец демократии, но позволяет сбалансировать отношения с Россией, формируя сильные связи Украины также с Соединенными Штатами, Европой и Китаем. Нет никаких причин для того, чтобы списывать Украину со счетов: "Она слишком велика, слишком активна и потенциально может сделаться крупным воротилой в плане промышленности и сельского хозяйства", чтобы позволить Москве ее проглотить. "Превращение Украины в область геополитического соперничества не отвечает ничьим интересам, - дает совет Аслунд. - Украину следует рассматривать не как поле битвы с нулевой суммой между Вашингтоном и Москвой, но как возможность развития реальных партнерских отношений Соединенных Штатов и с Россией, и с Украиной". Сразу после этих выборов данная перспектива кажется очень отдаленной - однако полезно не забывать о ней.

Выборы на Украине, быть может, разочаровали, но они высветили те дела, которые нам еще предстоит сделать. Сегодня больше, чем когда-либо, нам нужна целостная украинская политика, которая будет отвечать нашим жизненным интересам - и продвигать наши ценности.

---------------------------------------------------------

Архив ИноСМИ.Ru

'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)

Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)

Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)

Противоборство на Украине ("United Press International", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)

'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)

С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)

Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)

День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)

Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)

Весьма сомнительный результат ("The Economist", Великобритания)

'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)

Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)

Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)

Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)

Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)

Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)

Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)

Обман на выборах в Украине ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)

Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)

Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)

Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)

Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)

Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)

Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)

Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)

За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)

Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)

Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)