Это произошло раньше, чем предполагалось. Россия и Европа, а также - хотя пока и в менее открытом виде - Россия и Америка находятся на различных позициях. Сближение Москвы и Запада, начатое в горбачевские годы, продолженное Борисом Ельциным и достигшее кульминационной точки 11 сентября 2002 года, когда Путин, не колеблясь, встал бок о бок с раненой Америкой, демонстрирует сейчас первые трещины.
Действительно, большие пертурбации в Киеве, раскол, возникший на Украине по поводу результатов голосования на президентских выборах, в качестве первого результата высвечивают тот факт, что Москва и столицы Запада все еще придерживаются по многим важнейшим вопросам различных взглядов и имеют различные интересы.
Образ, который точнее всего рисует российское и западное поведение вокруг украинского вопроса, это - перетягивание каната.
В течение многих лет можно было наблюдать усилия Москвы, с одной стороны, и евроамериканцев, с другой, по обеспечению решающего влияния на Украину, страну, находящуюся на стыке между Россией и поясом НАТО-ЕС, то есть, имеющую критическое стратегическое значение. И перетягивание каната было каким угодно, только не корректным. Соперники использовали не только дипломатические, политические, а также экономические средства для усиления своих 'партий' - пророссийской и прозападной. Они использовали и другие средства, так, что Киев уже несколько лет был городом, в котором находилось больше всего секретных агентов как с Востока, так и с Запада.
Ни Москва, ни евроамериканцы не экономили.
Закулисное финансирование политических организаций, пропагандистских групп, экспертов по выборам, обещания помощи. С европейской стороны давили, прежде всего, Польша и страны Балтии (но при поддержке Соединенных Штатов) - государства, которые в силу своей истории не могут пока чувствовать себя в безопасности от возможного возвращения российского экспансионизма. Но и НАТО, и Евросоюз в комплексе, конечно, не скрывали, что смотрят на Украину как еще на одну страну, которую надо включить как можно быстрее в свои организмы.
Как иначе могла смотреть Россия на эти попытки и на интересы, которые ими двигали, если не с глубоким беспокойством? В случае 'выпадания' Украины в сферу НАТО-Евросоюза Москва ничем бы не отделялась от того, что вплоть до конца СССР было вражеской территорией.
Поэтому, перед лицом такой возможности, нетрудно представить себе настроения московского военного истэблишмента, этой толпы генералов, подавленных поражением в 'холодной войне', сегодня в значительной степени безработных, но все еще способных осуществлять сильное давление на Кремль. В конце концов, и Путин никогда не забывал дать понять, что хотя Россия - больше и не сверхдержава, но она и не страна, которая может принять изменение стратегической картины у своих границ. Такова была и есть продолжающаяся игра. И это - игра, которая игралась в последние судорожные часы, и которая рискует перерасти в столкновение двух Украин: Восточной, более привязанной к России, и Западной, которая всеми силами тянется к Западу. Используя язык, который он, возможно, должен был бы придержать, демократический кандидат Виктор Ющенко говорил вчера вечером об опасности гражданской войны. И действительно, какой бы ни была правда о подсчете голосов минувшего воскресенья, ситуацию на Украине можно определить, без преувеличения, как взрывоопасную.
На самом дела, есть один элемент, о котором нельзя забывать. В отличие от России, где явная оппозиция состоит из групп интеллектуалов и двух слабых политических организаций либерального толка, на Украине в эти годы продолжала консолидироваться массовая оппозиция коррумпированному режиму уходящего президента Леонида Кучмы, полностью управляемому Москвой, и его кандидату на наследование Януковичу. Вплоть до того, что выборы приобрели такое значение и важность, какое в России они все более утрачивают. Поэтому вряд ли миллионы украинцев, чьи голоса были отданы Виктору Ющенко в надежде на демократический поворот, позволят вырвать у себя то, что они считают (и очень возможно, справедливо считают) своей победой.
И тут надо, таким образом, смотреть не столько на Киев, сколько на Москву и правительства Запада. Если в Вашингтоне, в Париже и Берлине, пребывающих в и без того лихорадочной по различным причинам фазе (начиная от глобального терроризма до всемирной жажды нефти, через Ирак и израильско-палестинский конфликт), верх возьмет идея не переходить к столкновению с Россией Путина, победа кандидата Москвы будет подтверждена, и на Украине демократии придется еще ждать своего часа. Но если Польша и страны Балтии смогут подтолкнуть Евросоюз и Америку к тому, чтобы они заняли более жесткую позицию, международная сцена в ближайшие недели будет выглядеть крайне взбудораженной.
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)
Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)
Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)
Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)
Противоборство на Украине ("United Press International", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)
'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)
С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)
Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)
День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)
Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)
'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)
Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)
Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)
Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)
Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)
Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)
Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)
Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)
Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)
Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)
Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)
Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)
Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)
Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)
Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)
Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)
За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)
Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)
Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)