Тим Хенман (Tim Henman) как-то обмолвился, резко, как и всегда в последнее время, о том, что не очень хорошо сваливать вину за недостатки теннисистов на людей, управляющих британским теннисом. Иногда неплохо бы и самих игроков пожурить, считает он.
- Зачастую приходится сомневаться в их мотивации, - утверждает Хенман, - посмотрите только, что сделали русские.
Когда наш самолет сквозь первый снег подлетал к аэропорту 'Домодедово', и внизу показались здания, серые, как могильные плиты, воображение тут же подсказало, что Хенман мог иметь в виду. Потому что русские девушки, впервые за все время, что играют в теннис, как никогда близки к тому, чтобы похоронить всех соперников в борьбе за Кубок федерации - женский командный чемпионат мира. Его судьба решится в следующие пять дней в Ледовом дворце 'Крылатское'.
В этом году они уже выиграли три из четырех главных соревнований, причем в двух случаях в финалах турниров 'Большого шлема' сражались между собой, и сейчас в двадцатке сильнейших теннисисток планеты Россию представляют семеро. Для сравнения: ни одна девушка из Великобритании не входит даже в 175 сильнейших. Никогда еще в истории тенниса ни одна страна не добивалась такого успеха, так быстро и так неожиданно, как сейчас Россия.
И это в стране, где в теннис играет всего 0,14 процента населения! Для сравнения, в Великобритании теннисисты составляют 5 процентов жителей, а в Соединенных Штатах и вовсе 10 процентов. Кроме того, в городе, где средняя зарплата едва превышает 75 фунтов в неделю (около 550 долларов в месяц - пер.), поиграть на крытом корте престижного клуба 'Спартак' стоит, ни много ни мало, 20 фунтов в час. Откуда же все это? Да все оттуда же - от мотивации.
А вот что говорит Ольга Морозова, бывший тренер Ассоциации лаун-тенниса [Великобритании], практически развивая утверждение Хенмана:
- У русских очень сильный характер. Они невероятно много работают.
Однако мы это видели уже много лет. Почему же успех пришел к ним только сейчас? Этому есть три причины.
Во-первых, желание вырваться из привычного мира, или, по крайней мере, уйти от мира бесконечных лишений, в последнее десятилетие совпало с предоставлением русским большей свободы перемещения по миру, чем за предыдущие сто лет. Целеустремленность российских родителей вкупе с целеустремленностью их детей заставила и тех, и тех многим пожертвовать, чтобы у детей была возможность играть за границей, а в некоторых особо примечательных случаях - и жить там.
Во-вторых, бывший президент Борис Ельцин стимулировал вложения в теннис и, пока был у власти, делал все для его популяризации. Он популяризирует его и сейчас: когда российская мужская команда завоевала Кубок Дэвиса пару лет назад, он при всем честном народе перецеловал всех ее членов, а Анастасию Мыскину, взявшую в октябре Кубок Кремля, чуть не задушил в объятиях.
Третьей же причиной, как бы смешно это ни звучало, стала Анна Курникова. Когда в России нищета советской эпохи сменилась мафиозным беззаконием дикого капитализма, многим казалось, что миллионы, которые достались Курниковой благодаря теннису, хотя и не только ему - это пример лучшей жизни, которой могут добиться и они. Теннисистка, о которой за последние несколько лет на Западе мало кто доброе слово сказал, в истории российского тенниса стала одной из самых влиятельных фигур.
Остальные факторы сейчас и сами складываются в пользу русских девушек. В прошлом году француженкам удалось выдержать испытание арктической погодой, когда они, нагло нарушив уже, казалось, расписанный сценарий, обыграли хозяек прямо на московском Олимпийском стадионе и против всех ожиданий триумфально увезли Кубок Федерации с собой.
Сейчас же француженки вне себя от гнева: им предлагают снова ехать в Москву и попробовать сделать то же самое во второй раз. По словам их капитана Ги Форже (Guy Forget), добивающегося изменения формата и регламента этого турнира, французская команда даже думала бойкотировать матч.
Хотя этот шаг был официально отвергнут, француженки практически сделали то, что и намеревались. Неделю назад Амели Моресмо (Amelie Mauresmo) решила пропустить Кубок Федерации и вместо этого готовиться к Открытому чемпионату Австралии, а вчера из обоймы неожиданно выпала и Мэри Пирс (Mary Pierce), у которой вдруг обострилась давняя травма плеча.
Для француженок еще не все потеряно: у них есть 16-летняя Татьяна Головина, совершившая самый высокий прыжок вверх в сезоне в теннисной классификации - на 318 мест сразу - и с нетерпением ждет второго приезда в свой родной город.
Именно Головиной сегодня выпала честь начать турнир матчем против первого номера команды Испании Анабель Медина Гарригес (Anabel Medina Garrigues) в первом полуфинале. Россию ждет легкий полуфинальный матч против команды Австрии.
Победительница Открытого чемпионата США Светлана Кузнецова в первом одиночном матче встретится с первым номером австриек Ивонной Мейсбургер (Yvonne Meusburger), а во втором матче Мыскиной предстоит игра с Патрисией Вартуш (Patricia Wartusch), занимающей сейчас в мировом рейтинге 225-е место.
Француженкам в матче против испанок придется нелегко, хотя со слов Головиной этого не скажешь. 'Мне терять нечего', - усмехнулась девушка, пребывающая, по сравнению с окружающими ее серьезными лицами, в непозволительно солнечном настроении.
У Мыскиной настроение совсем иное. Она стала первой россиянкой, которой удалось выиграть титул 'Большого шлема' - в июне ей покорился Открытый чемпионат Франции - и сейчас твердо намерена привести свою страну к первому Кубку федерации, даже если лично ей это снова будет стоить медвежьих объятий Ельцина.
- Без сомнения, - говорит она, - никакие игры не значили для нас больше, чем эти.
Да, для них эти матчи, видимо, значат гораздо больше, чем весь этот сезон значил для Великобритании.