Пренебрежение к демократии все больше становится одной из характерных черт режима российского президента Владимира Путина. Его 'тоталитарные инстинкты' вновь проявились в ходе углубляющегося кризиса вокруг выборов на Украине - некогда одной из советских стран-сателлитов [так в тексте - прим. перев.], но с 1991 г. считавшейся независимой республикой.
После падения Берлинской стены в 1989 г. и прихода к власти Бориса Ельцина появилась надежда, что в новой России восторжествует свобода. На какое-то время в стране утвердились демократия, свобода слова и частное предпринимательство.
Однако под жестоким руководством Путина Россия скатывается назад, к государственной тирании. Тревожным признаком этой тирании является возвращение к прежним методам - репрессиям, убийствам и государственной пропаганде - так хорошо знакомым мне по тем временам, когда, до побега на Запад в середине восьмидесятых, я был тайным британским агентом а пресловутом КГБ.
Путин ничем не проявил хоть какого-то уважения к независимости Украины. Как раз наоборот: под его влиянием воскресные выборы нового президента в этой стране сопровождались масштабными нарушениями.
Харизматический лидер оппозиции - либерал Виктор Ющенко, бывший банкир, обещавший поощрять предпринимательство и пресечь коррупцию, пользовался в обществе огромной популярностью.
Он должен был одержать победу над соперником - действующим премьер-министром Виктором Януковичем, пророссийски настроенным аппаратчиком. Однако, согласно официальным результатам, выборы выиграл Янукович, что противоречит данным всех заслуживающих доверия, беспристрастных наблюдателей.
Неудивительно, что сотни тысяч людей вышли на улицы, чтобы выразить свой протест, а страна оказалась на грани революции.
Истина заключается в том, что Янукович сумел одержать свою фиктивную победу лишь благодаря наглому злоупотреблению власти и поддержке российской государственной машины.
Путинская Россия не могла позволить Ющенко выиграть выборы. Ведь Путин и его правительство не желают, чтобы в соседней стране к власти пришли сторонники европейской ориентации и рыночной экономики.
Поэтому, как во времена СССР, они пустили в ход все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы подорвать влияние либеральной оппозиции, и наполнили эфир пропагандой, изображая Ющенко марионеткой Запада, чье избрание приведет к гражданской войне.
В ходе предвыборной кампании Путин дважды посетил Украину, а эксперты из гэбэшной службы связи ФАПСИ [так в тексте - прим. перев.] обучили украинские власти разнообразным трюкам, позволяющим еще в ходе подсчета голосов подтасовывать полученные результаты прямо в электронных системах.
Однако использовались и более зловещие методы, вплоть до прямой попытки отравить Ющенко, в результате чего внешность последнего разительно изменилась. В начале предвыборной кампании это был моложавый пятидесятилетний мужчина, но потом он словно в одно мгновение состарился, и его лицо превратилось в устрашающую маску из шрамов и волдырей. Его измученный, болезненный вид - пугающее свидетельство злобного экстремизма нынешней российской политической машины.
С подобной жестокостью я столкнулся воочию в 1985 г., работая в лондонской резидентуре КГБ и одновременно - на британскую разведку. Мало того, что мой дом находился под круглосуточным наблюдением и полностью прослушивался - я был арестован КГБ и мне ввели сыворотку, которая должна была заставить меня говорить правду. К счастью мне удалось бежать до того, как я чем-либо признался или был убит.
Я надеялся, что эти черные дни уже миновали. Но, как показывают события на Украине, репрессии начались с новой силой.
Виктор Ющенко - не единственный, кто был отравлен за то, что высказывал независимые политические суждения. Блестящая российская журналистка Анна Политковская подвергает резкой критике путинскую политику 'выжженной земли' в Чечне. Вылетев в Северную Осетию, чтобы освещать захват заложников в Беслане, она настолько опасалась отравления агентами КГБ, что отказалась что-либо есть в самолете. Однако к концу полета она решила, что обычного чая можно не опасаться. Она выпила чашку, и ей тут же стало плохо: она потеряла сознание и сразу же после приземления была доставлена в больницу. На следующий день, когда Политковская очнулась, одна из медсестер рассказала ей, что она была на грани смерти.
Других политических оппонентов бросают за решетку или убивают. Бизнесмен Михаил Ходорковский, сколотивший состояние, руководя нефтяной компанией 'ЮКОС', в октябре 2003 г. был внезапно арестован вооруженными людьми в сибирском аэропорту по обвинению в уклонении от налогов. Он до сих пор находится в тюрьме, но так и не предстал перед судом [так в тексте. На самом деле судебный процесс над Ходорковским продолжается уже несколько месяцев - прим. перев.]. Реальная причина его задержания заключается в том, что Путин почуял в действиях миллиардера, оказывавшего поддержку оппозиционным политическим группировкам, угрозу собственной власти.
Кроме того, двое лидеров Чечни были убиты российскими агентами.
Свобода печати в путинской России фактически задушена. Когда Путин пришел к власти, в стране существовало несколько независимых телеканалов; теперь их не осталось ни одного. Оставшиеся СМИ распространяют государственную пропаганду - как во времена 'Правды' и информационного агентства ТАСС.
В стране со 140-миллионным населением сегодня существуют лишь три либеральные политические группировки, а правозащитные организации регулярно закрываются под надуманными предлогами вроде налоговых нарушений, или аварийного состояния и несоответствия санитарным нормам занимаемых ими помещений.
При Ельцине страна ненадолго вкусила свободу, но сейчас ее граждане вновь оказались под жестоким прессом властей: под предлогом борьбы с терроризмом Путин держит страну в 'ежовых рукавицах'. Люди боятся откровенно разговаривать по телефону. Встретившись с иностранцами, россияне обязаны докладывать об этом властям.
КГБ, пришедшее в упадок в начале девяностых, сегодня приобрел такое же могущество, как и в брежневскую эпоху. В российском парламенте, благодаря выборным манипуляциям, практически не представлена оппозиция. 70% депутатов представляют путинскую партию 'Единая Россия', большинство остальных - коммунисты, охваченные ностальгией по сталинским временам. На местах демократия практически ликвидирована.
В этом году, после ужасающего теракта в бесланской школе, Путин объявил об отмене выборов глав российских регионов. Когда президент Буш подверг эту меру критике, Путин объяснил, что просто следует российским традициям. Это уж точно - худшим традициям.
Тем временем Россия страдает от раковой опухоли преступности и коррупции. Капитализм, который принес процветание бывшим соцстранам Восточной Европы, в России 'не срабатывает' из-за растущего влияния криминала и государственного угнетения во всех слоях общества. Начать новое дело в стране практически невозможно, поскольку и КГБ, и мафия требуют по 10% от прибыли за 'крышу'. В Москве милиционер может остановить любого водителя и оштрафовать его на 15 фунтов за то что 'машина грязная'.
В июне был хладнокровно убит Пол Хлебников - редактор российского издания американского делового журнала 'Forbes': некоторые утверждают, что он поплатился жизнью за журналистское расследование о связях между мафией и большим бизнесом.
Однако рост преступности также используется Путиным как предлог подавления гражданских свобод.
Единственное, что принес Путин российскому народу - это страдания, угнетение и нищета. Считалось, что после крушения коммунистического строя все это уйдет в прошлое, но Путин тянет страну назад, к мрачным временам. Украину он тоже хочет поставить на колени.
Поистине над Европой снова опускается 'железный занавес'.
Олег Гордиевский: Трагедия в Беслане не тронет сердце Путина ("The Daily Telegraph", Великобритания)
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)
Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)
Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)
Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)
Противоборство на Украине ("United Press International", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)
'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)
С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)
Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)
День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)
Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)
'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)
Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)
Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)
Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)
Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)
Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)
Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)
Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)
Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)
Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)
Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)
Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)
Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)
Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)
Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)
Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)
За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)
Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)
Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)