Игорь Иванов - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Каковы сегодня основные подходы России к проблемам европейской и мировой безопасности? В целом они достаточно хорошо известны и остаются неизменными. Хорошо известна, в частности, наша позиция по поводу расширения НАТО. Любые решения или действия на международной арене, особенно те, которые затрагивают сферу безопасности, должны иметь свою логику и обоснование. Стало ли на евроатлантическом пространстве спокойнее жить после расширения НАТО? На этот далеко не прозаический вопрос еще предстоит ответить. Россия заинтересована в укреплении такой архитектуры европейской безопасности, которая была бы способна эффективно противостоять угрозам XXI века. В рамках такого подхода мы будем строить и наши отношения с НАТО.
Россия подписала и выполняет все конвенции и международные соглашения по ликвидации оружия массового поражения. Проблемы нераспространения занимают важное место во внешнеполитической стратегии Российской Федерации. У нас принято соответствующее законодательство и осуществляются комплексные меры по укреплению режимов нераспространения ОМП и экспортного контроля. Данный вопрос постоянно является предметом внимания России в рамках ее участия в деятельности международных организаций, прежде всего ООН, а также при сотрудничестве с иностранными государствами. В последние годы удалось значительно активизировать взаимодействие на этом направлении с ведущими странами мира, в том числе, в рамках Большой Восьмерки, Совета Россия-НАТО, в диалоге с Евросоюзом.
Что касается террористических групп, то, здесь нужно опасаться не столько того, что они могут завладеть собственно ядерным или химическим оружием - оно хранится надежно, а его производство требует соответствующей технологической базы и высокой профессиональной квалификации. Опасаться, скорее, следует того, что террористы могут совершить нападение с помощью обычной взрывчатки на атомные электростанции или места хранения химоружия, или соорудить грязную радиологическую бомбу, рецепты создания которой можно найти даже в Интернете. Наша общая задача - не допустить этого.
В последние годы в мировой политике появилась новая тема, касающаяся так называемого конфликта цивилизаций. Для лучшего понимания российской позиции в связи с этим важно иметь в виду, что Россия - многонациональное государство, в котором на протяжении веков мирно сосуществуют представители самых различных национальностей и религиозных конфессий, в том числе свыше 20 миллионов мусульман. Это наше громадное достижение, которым мы дорожим.
Что касается внешнего мира, то здесь линия России предельно ясна: мы поддерживали и поддерживаем самые тесные отношения со многими государствами, население которых исповедует ислам: это относится и к Арабскому Востоку, и к Азии. Подобные отношения основываются на общем стремлении к укреплению международной, региональной и национальной безопасности, развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Ни для кого не секрет, что у России, как и у любого другого государства, есть не только друзья, но и недоброжелатели. Внутри страны это те, кто не желает усиления государственности, правопорядка и законности и разжигает межнациональную рознь и сепаратизм. А вовне - те, кто не может преодолеть стереотипы прошлого и признать выбор России в пользу демократии, свободы и рыночной экономики. К счастью для всех, тех, кто придерживается подобных взглядов, всегда меньше.
На то, что Россия окончательно сделала свой выбор, указывает в частности наша ясная, понятная политика в отношении стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Выстраивая свои отношения с бывшими советскими республиками, мы исходим из основополагающего принципа: это самостоятельные, суверенные, независимые государства. Однако они, как и мы, в равной степени заинтересованы в углублении интеграционных процессов во всех сферах. Эти процессы в той, или иной форме существовали даже в самый сложный период после распада СССР, а за последние годы значительно ускорились. С конкретными государствами СНГ по объективным и субъективным причинам формы и глубина интеграционных процессов у России различна, поэтому мы придерживаемся так называемой формулы разноскоростной и разноуровневой интеграции в Содружестве.
В последние годы часто обсуждается вопрос о вступлении в Европейский Союз одного из ключевых государств СНГ - Украины. Позиция России здесь заключается в том, что Украина - суверенное государство, которое само решает, в какие политические или экономические объединения вступать,
какими способами обеспечивать свою безопасность и экономическое процветание. Моя личная точка зрения такова, что в ближайшие годы к такому решению не будут готовы ни сам Евросоюз, ни Украина. Но позиция России заключается в том, что этот вопрос необходимо решать самой Украине вместе с Европейским Союзом.