Сможет ли бархатная революция Европы получить еще один приз? Когда украинские демонстранты на замерзших улицах Киева кладут цветы на металлические щиты бойцов из полиции по охране общественного порядка, они тем самым пытаются дать нам отчаянный и вместе с тем полный достоинства знак: "Мы хотим присоединиться к Европе" и "Мы хотим сделать это по-европейски". То есть мирным путем, когда на смену якобинско-большевистской модели насильственного свержения режима приходит новая европейская модель бархатной революции. Так было в Праге и Берлине в 1989 году, так в Сербии свергли Милошевича, так произошло в Грузии, где ровно год назад народный президент вошел в парламент с розой в руке. Если мы, уютно укрывшиеся в своей цивилизованной и охраняемой институтом закона Европе, немедленно не поможем всеми доступными средствами этим мирным демонстрантам, которые смотрят на нас с надеждой и упованием, мы предадим те идеалы, носителями которых являемся.
Завтра может быть поздно. Я печатаю эти слова в среду вечером. Кто знает, что случится на Украине к тому времени, как вы их прочитаете? Когда я пишу эти строки, обе стороны пока еще соблюдают первую заповедь новой Европы: нет насилию. Но сколько это может продолжаться? Во время президентской избирательной кампании бандиты в кожаных куртках избивали сторонников проевропейского кандидата Виктора Ющенко. Однако одна девушка из числа мирных демонстрантов в Киеве все еще надеется на мирный исход: "Как в Грузии год назад ... как это должно быть в цивилизованной стране".
Путь познания европейских бархатных революций удивительно прямой. Одна из наиболее активных группировок украинской демократической оппозиции называется "Пора". Именно этот лозунг скандировали толпы людей в Праге в ноябре 1989 года. Студенты-активисты этой организации получили персональные наставления по ненасильственному сопротивлению от сербских студентов из группы "Отпор", которая была в авангарде борьбы против Милошевича. Те же самые сербы помогли грузинскому движению "Кмара" ("Хватит"). Во вторник на Площади Независимости в Киеве развевался и грузинский флаг. В Тбилиси революционный грузинский президент Михаил Саакашвили прервал свое выступление по случаю первой годовщины независимости, чтобы сказать несколько слов в поддержку своим "братьям и сестрам" в Киеве на украинском языке. Украинская оппозиция обратилась к Леху Валенсе, бывшему лидеру "Солидарности" - матери всех восточноевропейских мирных революций - с призывом приехать в Киев и выступить в роли посредника.
Трюки противоположной стороны хорошо известны. Самое важное - это гротескные нарушения государственного телевидения, выступающего в поддержку пророссийского кандидата Виктора Януковича. (Государственные телевизионные станции - это Бастилии сегодняшнего дня). Жесткое вмешательство Москвы, включая два визита российского президента и бывшего офицера КГБ Владимира Путина. Запугивания. Цензура. Ложь. Грязные трюки, включая прямо-таки детективный вариант, когда сторонники Януковича получали по несколько открепительных талонов, чтобы неоднократно проголосовать, мобильно передвигаясь от одного избирательного округа к другому. Украинская оппозиция насмешливо называет их "свободными избирателями". Сообщают о том, что шахтеры Донбасса на автобусах прибывают в центр, чтобы "разобраться с этими "женоподобными столичными либералами". (Нечто подобное произошло во время попыток сохранения власти преемниками Чаушеску). Имеются также совершенно неправдоподобные показатели явки избирателей, совсем как при существовании старых восточноевропейских диктатур, когда в одном удивительном случае явка избирателей превысила 100 процентов.
Кто сказал, что жить в Европе скучно? Однако вплоть до вторника многие западные европейцы возможно и не знали о том, что на Украине проводятся президентские выборы. Все мы сосредоточили внимание на других важных президентских выборах - в США. К нашему стыду, американцы сделали больше для поддержки демократической оппозиции на Украине и для изобличения выборных нарушений, чем Западная Европа. Поляки, чехи и словаки действовали более активно, хорошо понимая, насколько высоки ставки.
А на кон поставлено не только будущее Украины: повернется ли она лицом к Европе, Западу и либеральной демократии, или отвернется к авторитарной путинской России. На кону стоит будущее самой России, а вместе с ней и будущее всей Евразии. Россия, получив назад Украину и Белоруссию, снова станет империей, как того хочет Путин. А если Россия увидит, что даже Украина начинает движение в сторону Европы и Запада, она сама получит шанс со временем стать более нормальной, либеральной и демократической страной. Однако при Путине Россия движется по другой, более опасной траектории, а западные лидеры единодушно пасуют перед ней. Мы все стали соглашателями.
Конечно, здесь имеет место и глобальная борьба за влияние. При новом правительстве Грузия стала более тесно сотрудничать с Соединенными Штатами. Украина при Ющенко может поступить точно так же. Но что самое главное, она повернется к Европе. Сегодня самых ревностных сторонников Европы можно найти на ее окраинах, более всего - среди смотрящих на запад украинцев. Со временем они надеются присоединиться к Евросоюзу, а не к Соединенным Штатам Америки.
В ближайшее время мы может сделать не очень много. Руководство ЕС выразилось настолько же определенно, насколько и Вашингтон. "Мы не признаем эти результаты. Мы считаем, что они сфальсифицированы", - заявил председательствующий в ЕС министр иностранных дел Голландии Бернард Бот. Хорошо сказано, господин Бот. А Хавьер Солана, ближайший коллега председателя ЕС, предупредил, что отношения Украины с ЕС будут зависеть от ее отношений с демократией. Однако совершенно ясно, что назревший кризис необходимо разрешать внутри страны, силами самих украинцев.
Однако мы должны занять недвусмысленную позицию, заявив о том, что мирное гражданское неповиновение является легитимной, даже необходимой формой протеста против фальсификации выборов. Европа XXI века не приемлет использования военной силы для лишения народа права на мирный протест. Именно в Киеве, а не в Брюсселе можно увидеть, какое веское слово может сказать Европа. Знать бы только, как его сказать. Это слово о мощном расширении границ свободы за полувековой период. 60 лет назад в Европе существовала лишь горстка свободных государств, а практически весь континент пылал в огне войны. Сегодня же в Европе существует лишь две или три несвободных страны, и почти на всем континенте царит мир. Сегодня передний край борьбы за свободу передвинулся к Украине.
Оруэлл где-то писал, что "изнутри все выглядит гораздо хуже". Какие бы недостатки Евросоюза (а их много) мы ни наблюдали изнутри, снаружи ЕС является мощным притягательным магнитом и приверженцем свободы. Большая часть наших соседей хочет к нам присоединиться, чтобы стать более свободными (и более богатыми). Для получения таких свобод многие из этих стран осуществили свои бархатные революции.
В долгосрочном плане самая лучшая поддержка, которую мы можем оказать украинским демократам, состоит в том, чтобы заявить, что демократическая Украина будет иметь достойное место в ЕС. И я считают, что мы должны об этом заявить. В ближайшее же время Европа, США и все прочие демократии, способные оказать влияние на Киев и Москву, должны предупредить их самым серьезным образом. Группа студентов из западного украинского города Львова через вебсайт Би-Би-Си обращается к нам с таким призывом: "Мы просто надеемся, что Янукович не решится стрелять по нам ... Не дайте им убить нашу волю".
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)
Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)
Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)
Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)
Противоборство на Украине ("United Press International", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)
'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)
С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)
Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)
День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)
Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)
'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)
Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)
Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)
Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)
Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)
Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)
Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)
Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)
Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)
Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)
Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)
Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)
Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)
Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)
Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)
Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)
За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)
Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)
Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)