Украина, спустя четыре дня после спорных президентских выборов, все еще глубоко расколота в политическом, эмоциональном и в значительной мере в географическом плане на два, кажется, непримиримых лагеря. Однако смелые демонстрации, действия устрашающе вооруженной полиции и упорное настаивание обоих лагерей на своих несовместимых между собой позициях не смогут помочь найти не силовой выход из украинского кризиса. Ведущие фигуры с обеих сторон лишь расплывчато и противоречиво говорили о возможности переговоров. Очевидно, в обоих лагерях боятся, что согласие или даже конкретная инициатива, связанная с переговорами, могут быть восприняты противником или же своими собственными сторонниками как проявление слабости.
В этой опасной, патовой ситуации ЕС мог бы взять на себя важную роль посредника. В принципе происходящее на Украине представляет для Европейского союза не меньший интерес, чем для России, поскольку после вступления в Союз Польши и Венгрии Украина стала непосредственным соседом ЕС. (В Москве в таких случаях говорят о 'ближнем зарубежье'). Кроме того, в ЕС есть люди, имеющие хорошие связи со всеми сторонами, участвующими на Украине в схватке за власть. Например, хорошо знаком с обстановкой в соседней стране на востоке польский президент Квасьневский (Kwasniewski). Он уже давно выступает в Европе за большую активность в интересах Украины, долговременные связи которой с ЕС он считает несравнимо более важными, чем членство в ЕС Турции. Но у Квасьневского также хорошие контакты с президентом Путиным, с которым он может общаться без переводчика.
Путин после вчерашней встречи с ведущей внешнеполитической 'тройкой' ЕС в Гааге подчеркнул, что все спорные вопросы, связанные с украинскими президентскими выборами, должны рассматриваться в суде. Это звучит красиво, но если посмотреть внимательно, никак не убедительно. Из практики слишком хорошо известно, что на Украине (как и в России) пока нет независимых судебных органов, даже совсем нет, если речь заходит о громадных политических интересах, достаточно вспомнить дело ЮКОСа. На переговорах с обоими лагерями, к проведению которых следует стремиться, речь должна идти не только о решении, какая из сторон победила на президентских выборах. Речь, в первую очередь, должна идти о достижении согласия по поводу того, каким образом могут быть убедительно перепроверены результаты голосования, и где должны быть проведены повторные выборы. При решении всех этих вопросов у ЕС будет возможность конструктивным образом доказать свою внешнеполитическую дееспособность, о которой так часто говорят.