'Мы не имеем права, каким бы то ни было образом вмешиваться в избирательный процесс или навязывать наше мнение', - такими словами российский президент Владимир Путин предостерег на саммите ЕС-Россия от вмешательства во внутренние дела Украины. Именно это делал Владимир Путин перед выборами на Украине, неоднократно открыто выступая в поддержку правительственного кандидата Виктора Януковича. Следовательно, есть только два объяснения: Путин или циник, или же он считает, что кто-то во внутренние дела Украины вмешиваться имеет право, а кто-то - нет.
В действительности, Советский Союз умирает только сейчас, говорит украинская писательница Оксана Забужко. Она права. И заслуга в этом тех сотен тысяч украинских граждан, которые не желают мириться с откровенным мошенничеством на выборах. Путин чувствует опасность этой ситуации для самой России. Именно поэтому он предостерегает от вмешательства. И не случайно угрожает Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), чьи наблюдатели подтвердили фальсификацию результатов голосования, 'потерей своего значения'.
ОБСЕ создана на базе КБСЕ, Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. С подписанием в 1975 году в Хельсинки, в самый разгар 'холодной войны', Заключительного акта КБСЕ принцип невмешательства был отменен в вопросах прав человека и гражданских прав. Москва согласилась с этим, поскольку Запад одновременно гарантировал территориальную неприкосновенность восточного блока.
Заблуждение тогдашних хозяев Кремля оказалось роковым. Гласность и перестройка были бы немыслимы без Хельсинки. Они, в конечном счете, привели к распаду Советского Союза как государства. Но не в головах, как это показывают новые гегемонистские тенденции в Москве.
В этой ситуации Европейский союз стоит перед самым серьезным до сих пор геополитическим испытанием. Он должен избежать любого рецидива 'холодной войны', но и настаивать на ценностях, не подлежащих дискуссии, обеспечивающих Европе прочный мир. Эта роль в качестве 'кроткой великой державы' должна быть тем более для ЕС простой, поскольку он и без того не имеет убедительных возможностей для введения санкций в отношении России.
Наоборот, - нанести чувствительный ущерб европейской экономике может Россия, если перекроет газовый кран. То, что российская экономика без доходов от экспорта газа может оказаться перед лицом огромной проблемы, подчеркивает взаимную зависимость.
Европа и Россия зависят друг от друга. Между ними находится Украина, не только в географическом плане. Исторически она является колыбелью русской нации. В культурном плане большая часть элит чувствует себя связанной не только с Западом Европы. В экономике господствуют клановые структуры.
В этой системе выросли даже лидеры оппозиции, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Но они от нее освободились, неважно по каким причинам. Уже само по себе то, что за Ющенко, по официальным данным, проголосовали 46,7 процента избирателей, громадный успех. Это вряд ли было бы возможным без гражданского общества, без общественной активности десятков тысяч, в большинстве своем молодых людей в бесчисленном количестве неправительственных организаций.