27 ноября 2004 года. "Перетягивание каната" из-за Украины внезапно поставило Запад, в частности, Европейский союз (ЕС) лицом к лицу с неприятным внешним аспектом авторитаризма, который президент Владимир Путин вот уже какое-то время проявляет внутри России.
Кризис по вопросу легитимности президентских выборов на Украине вполне можно разрешить без того, чтобы страна оказалась расчлененной на части. Действительно, посланники ЕС и России в Киеве вчера, казалось, предпринимали попытки объединиться в поддержку примирения. Верховный Суд Украины, приостановив решение объявить победителем пророссийского кандидата Виктора Януковича, обеспечил украинцам передышку в тот период, когда имеются многочисленные свидетельства того, что его конкурента Виктора Ющенко, который более ориентирован на Запад, обманом лишили победы посредством массового "вброса" избирательных бюллетеней в пользу г-на Януковича.
Однако выборная кампания в целом, в которую активно вмешивается Россия, выступающая на стороне г-на Януковича, является примером другой, куда более широкой проблемы: тех методов, к которым прибегают г-н Путин и его кремлевские аппаратчики из органов безопасности (так называемые "силовики") с тем, чтобы сохранить или вернуть влияние России в странах "ближнего зарубежья".
Этот процесс фактически имеет место уже длительное время. Москва в основном отказалась от глобальных дипломатических амбиций, которые она унаследовала от Советского Союза, но только лишь затем, чтобы вернуться к преследованию в советском духе своих национальных интересов на территориях, которые расположены ближе к ней. Назвав однажды распад Советского Союза трагедией, г-н Путин, кажется, хочет собрать воедино то, что можно, причем не в составе формальной империи, но как сферу своего влияния. Вынужденный согласиться с тем, что прибалтийские государства сбежали в Организацию Североатлантического договора (НАТО) и в Европейский союз (ЕС), а в Средней Азии установился своеобразный кондоминиум с Соединенными Штатами Америки в их общей "войне с террором", он сфокусировал свои усилия на том, чтобы вести, как ему представляется, политическую битву с Западом на южной и западной окраинах России, от Грузии до Белоруссии.
Но для того чтобы Запад осознал эту проблему, потребовалась конфронтация на Украине, самой многонаселенной после России советской республике. Во всем этом регионе Москва использует в своих целях недовольство русскоязычных меньшинств, даже предоставляя некоторым из этих людей в отдельных районах Грузии и Молдавии российское гражданство, что, разумеется, добавляет еще один предлог для вмешательства.
Безусловно, у России имеются законные интересы на территории ее соседей. Она издавна поддерживает с ними экономические связи и имеет естественное желание, чтобы расширяющиеся НАТО и ЕС не замкнули вокруг нее кольцо окружения. У соседей тоже есть все основания желать добрососедских отношений с Россией. Это признал даже г-н Ющенко, подчеркнувший во время выборной кампании на Украине свое желание поддерживать хорошие отношения со своими славянскими соседями.
Однако это не должно мешать соседям России иметь более хорошие отношения с Западом. Г-н Путин и его "силовики" никак не поймут, что нет никаких оснований для соперничества с нулевой суммой между Востоком и Западом. Скорее Россия только выиграет, если ее ближайшие соседи будут процветать благодаря окрепшим связям с ЕС; в то же время оживление на рынках соседей означает рост спроса на российские товары.
А поэтому Западу следует решительно отметать российские жалобы на посягательства со стороны Запада и напоминать Москве, что она только лишь проигрывает, а не выигрывает, когда пытается отгородиться от остального мира бесплодными буферными зонами. Вышло так, что кризис на Украине сумел принести политике ЕС в отношении России столь необходимое для нее единство. Если ситуация в Киеве ухудшится, то подобное единство будет испытывать напряжение - но в силу этого станет тем более необходимым.