Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ричард Пайпс: 'Большой Брат' и 'малые русские'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Понять, в чем сущность драматических событий, разворачивающихся на Украине с того момента, как там прошли президентские выборы, можно, только принимая во внимание имперские амбиции России и разделение общества на самой Украине. Русские всегда чрезмерно гордились размерами своей страны. Еще в 17-м веке они хвастались перед приезжавшими к ним иностранцами, что Россия даже больше, чем видимая поверхность Луны. В русском языке слово 'великий' означает как 'большой', так и 'могущественный'. Такой вот лингвистический трюк и привел их к мысли о том, что они имеют право называть свою страну великой державой

Российская правящая элита содрогается от одной мысли о том, что Украина может превратиться в форпост Запада на южном фланге России.

Понять, в чем сущность драматических событий, разворачивающихся на Украине с того момента, как там прошли президентские выборы, можно, только принимая во внимание имперские амбиции России и разделение общества на самой Украине. Русские всегда чрезмерно гордились размерами своей страны. Еще в 17-м веке они хвастались перед приезжавшими к ним иностранцами, что Россия даже больше, чем видимая поверхность Луны. В русском языке слово 'великий' означает как 'большой', так и 'могущественный'. Такой вот лингвистический трюк и привел их к мысли о том, что они имеют право называть свою страну великой державой.

Коллапс коммунизма и развал советской империи сильнейшим образом ударили по психике русских. Они просто никак не могут привыкнуть к тому, что от них отрезали такую большую территорию и отобрали у них так много власти. По данным опросов общественного мнения, три четверти русских сожалеют о том, что Советского Союза больше нет, и эта ностальгия по большей части происходит от осознания того факта, что распад советской империи превратил Россию во второстепенную страну, не вызывающую в других народах ни уважения, ни страха. Чтобы как-то с этим справиться, правительство Владимира Путина медленно, но верно добивалось и добивается восстановления влияния России на независимые государства, бывшие когда-то советскими республиками.

Для этого применяются самые разные способы, вплоть до экономического давления и отказа выводить российские войска из таких мест, как, например, украинский город Севастополь, в котором сейчас базируется российский Черноморский флот. Такие методы вызвали в некоторых сопредельных государствах резко отрицательную реакцию - например, в Грузии, в дела которой Москва неприкрыто вмешивается, и не вспоминая о том, что у этой страны есть свои суверенные права. Но ни одну потерю русские не переживают с такой болью, как потерю Украины.

Украина - это не только самая богатая и самая густонаселенная из бывших подчиненных территорий. Украина - это колыбель российской государственности. Именно здесь, в Киеве, и сформировалась тысячу лет назад первая российская власть. 'Малые русские', как традиционно называют украинцев в России, считаются здесь братьями, и на то, что они отделились и создали свое государство, смотрят как на предательство. Однако это не единственная линия разделения между теми, кто стоит по обе стороны нынешнего конфликта.

Популярный кандидат на президентский пост Виктор Ющенко, который, по заявлению властей, проиграл выборы, занимает явно прозападную платформу, и кое-кто из его сторонников опрометчиво предсказал, что, если он станет президентом, Украина может начать добиваться вступления в НАТО. Эта перспектива совершенно неприемлема для Москвы, которой и так нелегко далось примирение с тем, что НАТО расширилась до европейских границ России. Российская правящая элита содрогается от одной мысли о том, что Украина может превратиться в форпост Запада на южном фланге России.

Украинская республика состоит из двух частей, культурные традиции и этнический состав которых существенно различаются. Западная часть, где сосредоточено в основном сельское хозяйство, веками жила на землях, в которых правили Польша и Австрия, и пользовалась всеми преимуществами близкого общения с Европой. На западе Украины - центр традиционного свободолюбия и одновременно украинского национализма.

В восточной индустриальной части страны проживает значительное русское меньшинство, отношение которой к украинской государственности трудно назвать восторженным. Путин, стремясь поставить Украину под еще более эффективный контроль со стороны России, опирается как раз на российскую общину и на бюрократический аппарат, пережиток советских времен, который пропитан инстинктивной враждебностью демократии - и по происхождению, и в угоду своекорыстным интересам. На последних президентских выборах премьер-министра Виктора Януковича поддерживала как Москва, так и украинская бюрократия, русское меньшинство и промышленные магнаты, сделавшие состояния на сотрудничестве с московским истеблишментом, в то время как его соперник Ющенко представляет демократические и проевропейские устремления украинского большинства.

На выборах бюрократия, силясь остаться у власти, прибегла к неприкрытым подтасовкам в пользу Януковича, да и Путин, когда не таясь поздравил Януковича с победой еще даже до того, как были оглашены официальные результаты, немного отошел от своей всегдашней осторожности. Это как нельзя лучше показывает, насколько важно для него не дать Украине уйти на Запад.

Массовые нарушения демократических процедур вызвали народные акции протеста такого масштаба, каких не было еще ни в одной из бывших советских республик и о каких и подумать нельзя в России, где население более смирное и готово смириться со всем, что бы ни придумали правители страны. Сейчас возможны два сценария развития событий: если реализуется первый, разгневанное украинское население встанет против русских элементов во власти и вне ее, и эта конфронтация может привести к полномасштабной гражданской войне. Второй сценарий, гораздо более разумный - компромисс, пересчет голосов и даже, возможно, новые выборы. Каким путем пойдет Украина, во многом зависит от Запада.

Если Соединенные Штаты и Европа продолжат оказывать давление как на Москву, так и на Киев, остается возможность мирного решения, потому что ни правительство России, ни его союзники на Украине не могут позволить себе поссориться с демократическими странами Запада. Но если это давление ослабнет, если кто-то решит начать задабривать Москву, Путин и его друзья в Киеве получат возможность достойно завершить затеянный ими государственный переворот. В результате Украину может ждать распад, и вместе в украинским государством падет и важный барьер на пути дальнейших имперских амбиций России.

Ричард Пайпс - почетный профессор истории России в Гарвардском университете. Его последняя книга - 'Как я прожил жизнь, или воспоминания неприсоединившегося' (Vixi: Memoirs of a Non-Belonger) вышла в издательстве Yale University Press.

_________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru

Ричард Пайпс: Бегство от свободы: что думают, и чего хотят россияне ("Foreign Affairs", США)

Ричард Пайпс: Демократия в России выглядит некрасиво ("The New York Times", США)

Ричард Пайпс: Дайте чеченцам возможность жить на собственной земле ("The New York Times", США)

_________________________________________________________

Все о выборах на Украине

Амбиции России ("Die Welt", Германия)

Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)

Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)

Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)

Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Организационная сторона протестов ("Der Standard", Австрия)

Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)

Две Украины ("La Stampa", Италия)

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)

Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)

Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)

Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)

Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)

Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)

Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)

На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)

Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)

Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)

Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)

Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)

Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)

Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)

Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)

Украина на грани ("ABC", Испания)

Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)

Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)

Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)

Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)

Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)

Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Европа выступает против беззакония, но ничего не может поделать ("Le Figaro", Франция)

Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)

Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)

Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)

Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)

Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)

Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)

Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)

Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)

Кризис на Украине ("The Washington Post", США)

Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)

Подлог на Украине ("Folha", Бразилия)

Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)

Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)

Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)

Третья Европа ("Courrier International", Франция)

Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)

Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)

У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)

Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)

Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)

Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)

Отвращение ("The Guardian", Великобритания)

Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)

Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)

Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)

Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)

Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)

Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)

Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)

Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)

Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)

'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)

Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)

Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)

Противоборство на Украине ("United Press International", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)

'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)

С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)

Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)

День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)

Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)

'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)

Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)

Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)

Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)

Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)

Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)

Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)

Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)

Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)

Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)

Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)