Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украинская путаница: цари при независимости

На протяжении веков страна подвергалась многочисленным нашествиям и колебалась между своим славянским происхождением и западным влиянием

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президентские выборы 21 ноября, противопоставившие Виктора Януковича, премьер-министра и назначенного Леонидом Кучмой преемника, Виктору Ющенко, тоже бывшему премьер-министру и лидеру оппозиционной партии "Наша Украина" (правый центр), были представлены как поединок тех, кто стоит за сближение с Россией, и тех, кому ближе Запад. Все происходит так, словно вновь вернулись старые споры, которые в XIX веке делили русское общество на славянофилов и западников. Страна стоит на пороге почти неизбежного раскола. Или гражданской войны.

Часто идеи бывают простыми. Сложной всегда бывает страна. Особенно, когда она находится на окраине империи, которая не хочет умирать. Украина, как показывает ее название, не что иное, как "ступенька".

Для русских, несмотря на провозглашение в 1991 году независимости, Малороссия по-прежнему остается пограничной провинцией. Как известно, Киев - "мать городов русских", так как первое славянское государство было основано в 882 году на берегах Днепра Олегом, прозванным "Вещим" - вторым князем из династии Рюриков. При Олеге, а затем при его преемниках власть Киева распространилась на все русские земли. Он оставался их центром до 1240 года, в котором был разрушен монголами. В XIV веке Москва провозгласила себя наследницей Киевской Руси.

Президентские выборы 21 ноября, противопоставившие Виктора Януковича, премьер-министра и назначенного Леонидом Кучмой преемника, Виктору Ющенко, тоже бывшему премьер-министру и лидеру оппозиционной партии "Наша Украина (правый центр), были представлены как поединок тех, кто стоит за сближение с Россией, и тех, кому ближе Запад. Все происходит так, словно вновь вернулись старые споры, которые в XIX веке делили русское общество на славянофилов и западников. Страна стоит на пороге почти неизбежного раскола. Или гражданской войны.

Поляки и литовцы почти тут же предложили себя в качестве посредников в конфликте, спровоцированном результатами голосования, законность которых отказывается признать Запад. В Москве это предложение рассматривается как вмешательство двух стран, которые когда-то, пользуясь татарским нашествием, захватили сначала Галицию и Волынь, а потом и всю западную часть современной Украины. По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, "в некоторых европейских столицах существуют силы, пытающиеся установить в Европе новые границы".

Владимир Путин даже не пытается скрыть свой гнев, кипевший у него внутри. Потому что он считает оскорблением любую попытку отдалить Украину от России.

Именно в Киеве в 988 году Россия получила крещение. После монгольского нашествия, а затем в результате польско-литовского владычества, установившегося в Малороссии, большая часть верховного православного духовенства отправилась в Рим и положила начало Униатской церкви. Под влиянием поляков и язык стал все больше и больше отличаться от русского.

Но в нижнем течении Днепра малороссы, не пожелавшие покориться полякам, основали военизированные поселения. Их стали называть запорожскими казаками (т.е. жившими за днепровскими порогами). В XVI веке особый статус запорожцев и их народного собрания - Рады был признан Варшавой. Однако бунты и восстания не прекращались. Казаки попросили помощи у русского царя. В конце концов они присягнули ему. Долгая русско-польская война завершилась вновь покорением Россией будущей Украины. В 1686 году Киев вновь присоединился к России. Только Галиция оставалась во владении польской короны.

"Западники" выбрали оранжевый цвет для ведения избирательной кампании Виктора Ющенко. "Славянофилы" предпочли голубой. Они на автобусах и на поездах приехали в Киев из восточных областей Украины.

На западе страны, во Львове (бывшем польском городе) милиция на стороне Ющенко. На востоке, в Донецке и Днепропетровске, сторонники Виктора Януковича грозят провозгласить независимость, если их кандидат не будет признан президентом.

Обе Украины сбрасывают с себя маски под взглядами с Запада. Но никто не вспоминает о третьей - о Крыме, который был завоеван русскими царями в 1775 году, положив конец татарскому ханству на полуострове. В 1992 году Крым, на 60% населенный русскими, провозгласил себя республикой. Потом он отозвал свою декларацию независимости, получив от Украины заверения в том, что его автономия будет соблюдена. С тех пор конфликт затих, но под пеплом теплится пламя, и пожар не погашен до конца. Он может вспыхнуть вновь.

С 1994 года, со времени своего первого президентского срока, Леонид Кучма, отец которого был офицером Красной армии и покоится на кладбище Героев Ленинграда, правит украинской неразберихой. Одним глазом он смотрит в сторону Львова, бастиона проевропейски настроенных националистов, другим - на восток страны, тесно привязанный к России. Из президентского дворца в Киеве он наблюдает также за Крымом и всегда почитал за лучшее держать равновесие между Западом и Москвой. Старый лис, он прекрасно понимает, что открытость для Запада в интересах самой Украины, но в то же время отдает себе отчет в том, что Украина на 80% зависит от России, главным образом из-за энергоснабжения.

Может ли "оранжевая революция" поколебать хрупкое равновесие на Украине? Решился ли Кремль пойти на столкновение с западом страны, которую по-прежнему считает своей окраиной?

Большевистская революция вначале выказывала благородство. Империя царей всех Великия, Малыя и Белыя была низложена. А населявшие ее народы "получили свободу". Украина тогда провозгласила свою независимость. Но она так никогда и не стала независимой. Одно время она вступила в альянс с Германией. Она служила полем битвы между красными и белыми, а затем между поляками и большевиками. В 1920 свершилось. Украина была включена в состав России "рабоче-крестьянским договором". В 1922 году с созданием Союза Советских социалистических республик занавес опустился. До тех пор, пока Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель белорусского парламента Станислав Шушкевич не провозгласили в Минске, что СССР прекратил свое существование "в качестве субъекта международного права и геополитической реальности". Это случилось 8 декабря 1991. Между Москвой и Киевом начался какой-то странный балет.

В 1997 году Леонид Кучма утверждал: "Россия еще не научилась воспринимать Украину как суверенное государство". Но и сами украинцы не совсем уверены в том, что независимость им во благо. Страна по-прежнему бедна, в то время как олигархи, часто связанные со своими российскими "коллегами", грабят ее и держат в своих руках все бразды правления. Опрос, проведенный в сентябре этого года Фондом демократических инициатив и международным социологическим институтом в Киеве, показал, что 49% населения считают, что для них было бы лучше образовать союз с Россией и Белоруссией. Да и спорные и неспорные результаты президентских выборов 21 ноября показывают то же разделение. Ни один из кандидатов не набрал больше 49% голосов.

Один, как и другой, по исходе кризиса должны будут отдавать себе отчет, что Украина стала другой. В своем интервью газете "Фигаро" летом этого года Мирослав Попович, президент Академии наук Украины, говорил, что у Украины две "тесно связанных друг с другом" идентичности. Чтобы убедиться в этом, он советовал объехать страну: "Запад - это Европа. В Киеве начинается цивилизация, которую нельзя назвать совсем европейской по западным меркам. Но как только вы двинетесь от столицы на восток, вы окажетесь в России".

_________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru: Все о выборах на Украине

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Финансовая помощь США и ЕС имеет большой вес ("Le Monde", Франция)

Виктор Янукович, любимый сын России-матушки ("Time Europe", США)

Кучма & Co. - раскольники ("Die Tageszeitung", Германия)

Два лица Украины ("El Mundo", Испания)

Политический кризис на Украине начинает сказываться на экономике ("The New York Times", США)

Как бороться с русским медведем ("The Financial Times", Великобритания)

Амбиции России ("Die Welt", Германия)

Россия оказалась не у дел ("Le Monde", Франция)

Украинцы слишком долго были пешками в политической игре ("The Guardian", Великобритания)

Новый раскол между Востоком и Западом ("The New York Times", США)

Польша, другой сосед Украины ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Организационная сторона протестов ("Der Standard", Австрия)

Над Украиной нависла угроза территориального раздела ("The Financial Times", Великобритания)

Две Украины ("La Stampa", Италия)

Украина: Излишние провокации Запада ("The Hindu", Индия)

Почему на Украине Путин поддерживает олигархов ("La Repubblica", Италия)

Украина: настал решающий момент ("The Wall Street Journal", США)

Путин и ЕС: украинский вид сотрудничества? ("Aktuell.ru", Германия)

Назад в СССР? ("The Wall Street Journal", США)

Украина на краю пропасти ("The Economist", Великобритания)

Михаил Саакашвили: Мы верны обещаниям 'революции роз' ("The International Herald Tribune", США)

Россия сдает свои позиции? ("Radio France Internationale", Франция)

На Украине разыгрывается будущее России ("Le Monde", Франция)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Европейская дипломатия: как это должно быть ("The International Herald Tribune", США)

Украина между двумя полюсами ("La Vanguardia", Испания)

Рассерженная Европа осталась в стороне от переговоров Буша и Путина ("Il Foglio", Италия)

Хитрости Италии ("La Repubblica", Италия)

Мы доказали, что мы - нация ("The Independent", Великобритания)

Путин бросает вызов Европе ("Liberation", Франция)

Cырьевой империализм России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Украинский переворот в постмодернистском стиле ("The Guardian", Великобритания)

Украина: Испытание для Европы ("Der Standard", Австрия)

Лицемерию Евросоюза должен быть положен конец ("The International Herald Tribune", США)

Украина на грани ("ABC", Испания)

Восход украинской нации ("The Wall Street Journal", США)

Должен ли Запад охладить отношения с Россией? ("Handelsblatt", Германия)

Киев вносит раскол между ЕС и Россией ("Handelsblatt", Германия)

Русские опасаются распада Украины ("Die Welt", Германия)

Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)

Свобода европейцев ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Европа выступает против беззакония, но ничего не может поделать ("Le Figaro", Франция)

Путин поддерживает олигархов-соседей ("The Wall Street Journal", США)

Испуганные олигархи по-прежнему ставят на Януковича ("The Financial Times", Великобритания)

Украина между Россией и Западом ("El Mundo", Испания)

Буш берется за Путина ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Юлия Тимошенко: миллионерша-революционерка ("The Guardian", Великобритания)

Украина: быть или не быть? ("La Vanguardia", Испания)

Анализ: 'Чистейшей воды демократ' ("Berliner Zeitung", Германия)

Повторенье - мать ученья ("The Times", Великобритания)

Оранжевая революция ("The Guardian", Великобритания)

Кризис на Украине ("The Washington Post", США)

Украина превратилась в проблему для России? ("United Press International", США)

Подлог на Украине ("Folha", Бразилия)

Новые разногласия в Европе ("The Economist", Великобритания)

Олег Гордиевский: Над Европой снова опускается 'железный занавес' ("Daily Mail", Великобритания)

Ставки Москвы на Украине очень велики ("Los Angeles Times", США)

Третья Европа ("Courrier International", Франция)

Куда идет Украина? ("The Economist", Великобритания)

Что должна делать Европа ("Corriere Della Sera", Италия)

У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)

Украина: Время оранжевых ("Der Tagesspiegel", Германия)

Плохой путь для Украины ("Los Angeles Times", США)

Недостаточно управляемая демократия ("Berliner Zeitung", Германия)

Отвращение ("The Guardian", Великобритания)

Передний край борьбы за свободу ("The Guardian", Великобритания)

Колин Пауэлл: США не признают результаты выборов ("The Financial Times", Великобритания)

Путин махнул рукой на Украину? ("The Economist", Великобритания)

Украина: Власть наносит ответный удар ("Die Tageszeitung", Германия)

Украине предоставляется возможность сдержать свое обещание перед демократическим сообществом ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Конфликт между Востоком и Западом ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Разделительный рубеж между Россией и Западом ("The Financial Times", Великобритания)

Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)

Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)

Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)

Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)

'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)

Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)

Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)

Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)

Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)

Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)

Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)

Противоборство на Украине ("United Press International", США)

Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)

Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)

Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)

'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)

"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)

Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)

Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)

С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)

Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)

День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)

Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)

'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)

Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)

Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)

Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)

Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)

Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)

Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)

Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)

Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)

Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)

Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)

Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)