Украина подражает Чешской Республике, Сербии и Грузии
Окажется ли успешной очередная европейская бархатная революция? Когда украинские демонстранты с оледеневших киевских улиц просовывают цветы в щели металлических щитов бойцов подразделений охраны правопорядка, они тем самым хотят передать нам два полных отчаяния, а вместе с тем и достоинства, послания: 'Мы хотим войти в Европу' и 'Мы хотим сделать это по-европейски'.
Иными словами - мирным путем, поменяв прежний якобинско-большевистский способ насильственного свержения правящего режима на европейскую модель бархатной революции. Революции, подобной той, что произошла в 1989 году в Праге и Берлине; или в Сербии, когда был свергнут Милошевич (Milosevic); или в Грузии, где поддерживаемый народом президент вошел в здание парламента с розой в руке.
И если мы из нашего уютного уголка управляемой правильными институтами Европы, на которую эти манифестанты смотрят с надеждой и страстным желанием, не поддержим их всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами, это будет означать, что мы предаем пропагандируемые нами же идеалы. Вполне возможно, что завтра уже будет слишком поздно. На настоящий момент обе стороны придерживаются нового европейского катехизиса: никакого насилия. Но сколько времени они смогут так продержаться?
Во время президентской избирательной кампании какие-то громилы избивали последователей прозападного кандидата Виктора Ющенко. Но одна из участвующих в киевских манифестациях молодых украинок еще может высказать свою надежду на мирное разрешение конфликта: 'Как год назад в Грузии. . . , как в любой цивилизованной стране'.
Поразительно насколько быстро учились друг у друга европейские страны, где происходили бархатные революции. Один из наиболее активных блоков украинской демократической оппозиции называется 'Пора', а ведь именно это слово скандировала в 1989 году на Вацлавской площади в Праге толпа. Ненасильственным методам сопротивления студенты-активисты из 'Поры' напрямую учились у сербских студентов из группы 'Отпор', стоявших в первых рядах тех, кто свергал Слободана Милошевича. Эти же сербы помогали и активистам из грузинского движения 'Кмара', что в переводе значит 'Довольно!'. В прошедший вторник над киевской площадью Независимости развивался и грузинский флаг. В Тбилиси совершивший 'революцию роз' президент Михаил Саакашвили прервал свое выступление, посвященное первой годовщине смены в Грузии правящего режима, для того, чтобы обратиться на украинском языке к киевским 'братьям и сестрам' со словами поддержки.
Прежний лидер 'Солидарности' - того самого польского движения, которое можно считать прародителем всех мирных европейских революций - Лех Валенса (Lech Walesa) принял приглашение украинской оппозиции и приехал в Киев в качестве посредника.
Нелепые уловки
Уловки сторонников другого кандидата также широко известны. Наиболее значительной из них можно считать карикатурное использование государственного телевидения в поддержку пророссийского кандидата Виктора Януковича. (В нынешние времена каналы государственного телевидения стали нашими Бастилиями). Затем были нелепые вмешательства Москвы, включая приезд российского президента и бывшего сотрудника КГБ Владимира Путина. Запугивания. Цензура. Ложь. Грязные махинации; среди этих, последних, есть, похоже, и свое новшество - сторонники Януковича получили по несколько бюллетеней для голосования, для того чтобы иметь возможность 'голосовать быстро и не один раз' при самых различных обстоятельствах. Украинская оппозиция иронично называет их 'свободными избирателями'.
Судя по всему, донбасских шахтеров на автобусах привозят в Киев, чтобы там они могли разобраться с этими любителями свободы (подобными методами пользовались в свое время преемники Чаушеску, пытавшиеся сохранить в Румынии свою власть). Ну и, конечно, просто невообразимая степень участия в голосовании, напоминающая прежние диктаторские режимы правления Восточной Европы: на одном из участков была зарегистрирована более чем 100-процентная явка. И кто сказал, что Европа скучна?
При этом до прошлого вторника большинство европейцев, по-видимому, даже и не знало, что на Украине проводятся президентские выборы. Единственное, что нас интересует - это президент Соединенных Штатов. И к нашему общему стыду американцы, вероятнее всего, сделали гораздо больше Западной Европы для поддержания на Украине демократической оппозиции и привлечения внимания к нарушениям в ходе голосования. Кто принял действительно активное участие в украинских событиях, так это поляки, чехи и словаки, потому как они знают, что поставлено на кон.
А речь идет не только о будущем Украины, которая может повернуться в сторону Европы, Запада и либеральной демократии или же вернуться к авторитаризму России Путина. Здесь решается судьба самой России, а потому и всей Евразии. Если России удастся вернуть себе, подобно Белоруссии, Украину, то она вновь станет имперской Россией, как о том мечтает Путин. Если же Россия увидит, как Украина развивается в сторону Европы и Запада, то с течением времени у нее также появится возможность стать более нормальной, либеральной и демократической нацией-государством. Потому как в настоящий момент, при Путине, Россия идет другим, худшим, путем, а западные правители при виде этого проявляют свое малодушие.
Сегодня мы все стали сторонниками политики примирения. Разумеется, в конфликте присутствует и борьба за мировое господство. С момента смены правительства Грузия превратилась в верного союзника Соединенных Штатов. Украина при Ющенко может сделать то же самое. Но, прежде всего, она повернется в сторону Европы. В последнее время самые ревностные сторонники Европы находятся на периферии ЕС, и украинцы дальше всех. Они надеются когда-нибудь стать частью Европейского Союза, а не Соединенных Штатов. Но на краткосрочную перспективу наша возможность действия ограничена.
Впервые руководство ЕС высказало свою позицию с той же четкостью, что и Вашингтон. От имени президентсвующей в этом полугодии Голландии министр иностранных дел этой страны Бернард Бот (Bernard Bot) заявил: 'Мы не согласимся с этими результатами'. Отлично сказано, господин Бот. Хавьер Солана (Javier Solana), более остальных похожий на руководителя общего для ЕС внешнеполитического ведомства, предупредил, что отношения Украины с Европейским Союзом будут зависеть от отношений этой страны с демократией. Свою позицию Европа ясно дала понять российскому президенту Владимиру Путину во время состоявшейся встречи ЕС-Россия.
Итак, очевидно, что нынешний кризис должен решаться внутри страны, силами самих украинцев. Но при этом мы должны твердо стоять на том, что мирное гражданское неподчинение является законной, и даже необходимой, реакцией на фальсификацию итогов голосования. А применение силы с целью лишения народа права на мирное выступление в Европе XXI-го столетия неприемлемо. Именно такие города как Киев, а не Брюссель становятся вехами великой истории Европы, которую она могла бы рассказать. Это история постоянного распространения свободы на континенте, который еще 60 лет назад был охвачен войной, и когда лишь небольшая кучка стран пользовалась свободой. Сегодня же только в двух или трех европейских странах нет реальной свободы, и практически весь континент живет в мире.
Быть свободнее
Оруэлл (Orwell) писал: 'При взгляде изнутри все кажется хуже'. Какими бы ни были ошибки Европы, увиденные изнутри, - и их много - для других ЕС является центром притяжения и покровителем свободы. Практически все наши соседи хотят войти в состав Европы, для того чтобы стать не только богаче, но и свободнее. Они хотят гарантировать себе те свободы, за которые боролись во время своих бархатных революций. Сказать, что в долгосрочной перспективе демократическая Украина займет свое место в ЕС - лучший способ поддержать демократов этой страны. В настоящий же момент необходимо самое жесткое и непреклонное предупреждение, на которое только способны Европа, Соединенные Штаты и любая другая демократическая страна, имеющая влияние на Киев или Москву.
Как написала группа студентов в своем опубликованном на сайте ВВС призыве: 'Мы верим, что Янукович не прикажет повернуть против нас оружие. . . Не дайте убить нашу волю'.