Где же энтузиазм по поводу праздника свободы в Киеве? Еще совсем недавно немецкие СМИ, в том числе и наша газета, отмечали события 9 ноября 1989 г. В их материалах можно было вновь почувствовать прекрасное головокружение от ощущения свободы, вновь услышать скандирование поэтического 'Мы - народ!' и бормотание 'С ума сойти!'. Можно было вновь увидеть озаренные лица и с ошеломлением обнаружить, что люди удивлены своей собственной власти и бессилием властей. И, конечно же, всенепременно, в красивых и громких словах все это было снова связано с Фридрихом Шиллером, певцом свободы, поскольку наступающий год Шиллера мы, забегая вперед, отмечаем уже в этом году.
Прекрасные это были дни и ночи, но они давно прошли, развеялись, история спешит вперед с того памятного 9 ноября. И вот, мы живем в иной эпохе, в которой каждый после праздников снова начинает, как может, заниматься своим огородом. И когда за забором снова раздается скандирование, когда за живой изгородью виднеются оранжевые молнии, потому что в недалекой стране на улицах идет битва за свободу, - мы остаемся совершенно спокойными.
Уже целую неделю в Киеве идут протесты против фальсификации результатов на президентских выборах на Украине, состоявшихся 21 ноября. Снова светятся лица, вновь простые граждане удивляются своему мужеству и той власти, которой они обладают в то мгновенье, когда ощущают себя гражданами.
Но в рядах местной общественности такой энтузиазм почти не заметен. Неожиданно громкие призывы к свободе она слушает с интересом, но без воодушевления, при этом совершенно не возмущаясь бесцеремонностью властей.
Вместо этого наблюдатели со стороны мудро рассуждают об эффективности атакующей и оборонительной линий обеих сторон, о том, чьи интересы представляет тот или иной кандидат и какие цели преследуют ЕС, Польша и Россия, вмешиваясь в ситуацию.
Откуда такая безучастность? Может, все дело в немцах? Даже польская 'Солидарность' уже не вызывает энтузиазма ни у восточных, ни у западных немцев. Берлин больше беспокоится за 'стабильность', чем за свободу. Или, быть может, дело в том, что для нас, жителей Западной Европы, Украина слишком далека? Она относится к числу тех несчастным странам, о которых речь заходит только лишь при обсуждении проблем геополитики, как будто бы речь идет не о стране, где живут такие же люди со своими судьбами, а всего лишь о неком стратегически важном 'коридоре'.
Те, кто так рассуждает об истории, не осознают ее значения, невольно становясь молчаливыми соглашателями. Ведь именно сторонники кандидата от власти Януковича, ссылаясь на геополитику, призывают Запад не вмешиваться. Тот, кто проявляет чрезмерную геополитическую осторожность, превращает Украину в прихвостня Москвы.
Нам необходимо понять, что мы должны осознанно занимать позицию в пользу той или иной стороны, ведь мы сами уже стали стороной в этой борьбе. Это не просто борьба двух кандидатов, каковой ее пытаются представить. Это борьба между манипуляциями, подтасовками на выборах, подавлением, коррупцией и властью олигархов с одной стороны и требованием свободы с другой.
Как уже было в ходе других 'бархатных революций', мы не знаем, чему положит начало эта борьба. Но мы точно знаем, что она положит конец принципу постсоветсткого господства, произвола и холодного расчета хитрых политтехнологов, которые сидят в Москве и Киеве и боятся. А вот участники акций протеста, и борцов за свободу, дрожа от холода греющиеся в палатках, уже не боятся. И тем они опаснее.
Клятва Рютли в шиллеровском 'Вильгельме Телле' заканчивается словами: Не будем бояться власти людей. Один из участников акции протеста Иван Украинец рассказал немецким журналистам о том, как домашние не хотели отпускать его на демонстрацию. 'Останься дома, мы с детьми не хотим тебя потерять. Но я все равно поехал, и именно ради детей. Если мы сейчас будем бездействовать, мы вечно будем стоять на коленях, - сказал я жене'.